Трудно быть чёртом

13 мая 2008, 20:44
"Благими намерениями вымощена дорога в ад". Этот известный афоризм как нельзя лучше иллюстрируется внешней политикой США последних двух десятилетий. Доктрина "экспорта демократии" выглядит привлекательно на уровне деклараций. Но на уровне реальной политики она оборачивается кровью и страданиями, как для самих американцев, так и для тех народов, которые они хотят осчастливить.

Государственные мужи из Вашингтона, несомненно, воображают себя белыми ангелами-избавителями. И недоумевают, почему значительная часть человечества видит в них иных существ: с рогами, копытами и запахом серы…

Попытки американцев принести демократию в различные точки земного шара на кончиках штыков неизменно кончались катастрофой. Вьетнам и Балканы ещё долго будут зализывать раны прежних войн, а Ирак и Афганистан – полыхать огнём войн нынешних. А другие страны (Иран? Сирия?) будут ждать своей очереди. Счастливыми не стали даже те государства, где благодаря американским средствам и усилиям произошли бескровные "цветные" революции. Всё те же политические и экономические кризисы, всё те же коррупционные скандалы, всё та же власть, заботящиеся о себе, а не о своих народах…

Реклама

Безусловно, представители Белого Дома понимают, зачем они занимаются "экспортом демократии". Романтика здесь ни при чём. Есть геополитические интересы, есть военно-промышленный комплекс, который нуждается в заказах. Однако, среднестатистическому американцу на эти интересы чихать. И тогда ему преподносится миф об Америке – оплоте демократии. И это работает! Ведь как хочется чувствовать себя освободителями! Как приятно осознавать, что кроме поедания гамбургеров мы ещё выполняем великую миссию по просвещению человечества, что мы достойно тащим то самое "бремя белого человека", воспетое Киплингом:

Неси это гордое Бремя –
Родных сыновей пошли
На службу тебе подвластным
Народам на край земли –
На каторгу ради угрюмых
Мятущихся дикарей,
Наполовину бесов,
Наполовину людей.

Иногда наступает отрезвление: когда приходят цинковые гробы от края земли, или на голову начинают падать родные небоскрёбы. Но трезвеют не все. И 11 сентября стало для одних холодным душем, а для других – наоборот, шовинистическим допингом. И остаётся лишь пожать плечами: история так и ничему не научила людей.

Реклама

"Экспорт демократии" изобрёл афинянин Перикл (495-429 гг. до н. э.) – выдающийся государственный деятель, оратор и полководец. С его именем связывают расцвет афинской демократии, ставшей классической. Он стоял у истоков Афинского морского союза: могучего объединения городов-государств с Афинами во главе. В 440 г. Перикл вмешался во внутренние дела своего союзника – острова Самос, сверг там олигархическое правление и установил демократию по афинскому образцу. За этим последовало восстание со стороны "освобождённых" и изнурительная девятимесячная война, разорившая Самос. Агрессивное навязывание Периклом афинских порядков в городах Эллады стало одной из причин войны с Пелопоннесским союзом, во главе которого стояла Спарта. Во время войны Перикл был лишён власти афинянами, мрущими от сыпного тифа за стенами осаждённых Афин. Скоро он и сам стал жертвой эпидемии… И если первая Пелопоннесская война закончилась "вничью", то последовавшая за ней вторая уничтожила Афинский морской союз и афинскую демократию. У кормила власти спартанцы поставили "30 тиранов" – своего рода "хунту" античного времени.

Никогда ещё "свобода, завезённая в чемодане" не осчастливила ни одну страну. Демократия должна стать внутренней потребностью граждан. Только тогда она станет побеждающей силой. А для это нужно пройти трудный путь, нужно пережить тиранию, страдания, войны, революции… И этот путь общество должно пройти само. Чужой опыт здесь не поможет. К пониманию этой истины пришёл Антон Румата, герой романа Стругацких "Трудно быть Богом". Он был "прогрессором", жаждущим осчастливить граждан Арканара – страны на отсталой феодальной планете. Он понял эту истину, когда его миссия завершилась катастрофой.

Я не думаю, что человек, путающий Австрию с Австралией, что-то слышал о Перикле, и, тем более, читал Стругацких. Не думаю, что он желает учиться даже на опыте своей собственной страны. Но ведь Америка – это не только Президент. Неужели в Америке нет достаточного количества здравомыслящих людей, понимающих, что такая внешняя политика ведёт страну к катастрофе?

Реклама

Как жаль, что некому подойти к тому самому среднестатистическому американцу, положить ему руку на плечо и сказать: "Неужели ты ещё не навоевался, Джонни? Неужели тебе не надоело быть пугалом для всех народов? Трудно быть чёртом, Джонни… Бросай маяться дурью! Ведь у тебя такая замечательная страна, где хватит и земли, и всякого добра даже твоим внукам и правнукам. Живи в мире…".

Если бы он это понял, человечество стало бы счастливее.