Украина для людей

12 февраля 2010, 15:45
Накануне выборов президента в Украине появился новый анекдот. Чтобы выбрать первого президента хватило одного тура. Второго – двух. Третьего – уже трех. Угадайте, сколько нужно туров, чтобы выбрать четвертого президента?

В этом анекдоте, как и во всяком другом, есть только доля шутки. Виктор Янукович победил на выборах, но теперь вопрос в том, сможет ли он стать президентом Украины. Тем более что, его оппонент – Юлия Тимошенко – результаты голосования признавать отказывается, и она – серьезный противник.

Страна опять оказалась расколотой на две части: националистический Запад, присоединивший к себе Центр, и промышленный, пророссийский Юго-Восток. Интересная деталь: сельские районы центральной Украины поддержали Тимошенко в том числе и по причине широко развитой здесь сети баптистских церквей, где видным прихожанином является ближайший помощник Юлии Владимировны – Александр Турчинов.

Реклама

В условиях тотальной безработицы и нищеты баптисты выглядят для православных украинских крестьян очень привлекательно: уютные молельни, продуктовые пайки, коллективная взаимопомощь. Парадокс заключается лишь в том, что окончательная гибель сельского производителя – дело рук как раз Тимошенко, представляющей крупный капитал, ориентированный на импорт.

Манипуляции с ввозом мяса еще во время прошлого ее премьерства угробили собственное производство свинины и говядины. А сегодня огромная страна с глубокими аграрными традициями и обширными пахотными землями превосходного качества питается польским салом, мороженым аргентинским мясом, турецкими и китайскими овощами. А зерно от рекордных урожаев скупается за бесценок пятнадцатью зернотрейдерами и полностью уходит на экспорт, оседая многомиллионными прибылями в частных карманах. Говорить о каком-то будущем села здесь вряд ли уместно.

Во-вторых, огромные займы, сделанные правительством Тимошенко, вогнали украинцев (даже еще нерожденных) в такие долги, что вряд ли можно говорить и о каких-то долгосрочных инвестициях в тяжелую промышленность. Да и момент, когда эти инвестиции нужно было делать, упущен. Крупный капитал, ориентированный на экспорт и представляющий сторону Януковича по сей день эксплуатирует мощности, оставшиеся от Советского Союза и затем в процессе полукриминальной приватизации 90-х годов попавшие в частные руки.

Реклама

Никакими новыми технологиями Украина не владеет. Все, что еще осталось у государства, – это земля (часть которой уже нелегально приватизирована), транспортные сети, дорабатывающая эксплуатационные ресурсы атомная энергетика и газотранспортные коммуникации. Недра преимущественно тоже переданы в частные руки, и государство утратило право ими распоряжаться, несмотря на то, что Украина могла бы полностью обеспечить себя собственным газом и дешевым бензином. В процентном выражении государство владеет 13% всех средств производства, причем самыми неэффективными.

Непроста для нового президента и политическая ситуация. Дело в том, что после конституционной реформы правительство должно формироваться коалицией партий, представленных в парламенте. Если в ближайшее время Януковичу не удастся создать новую коалицию приемлемого формата – ему останется только перерезать ленточки и принимать верительные грамоты от послов: реальной ситуацией в стране будет по-прежнему управлять премьер-министр Тимошенко. А приемлемый формат коалиции сложить практически невозможно, придется либо договариваться с фракцией премьер-министра, либо с фракцией уже бывшего президента Ющенко. Что первый, что второй союз вызовет резкое отрицание и у избирателей.

Честно говоря, мне жаль президента. Ведь ему еще придется что-то делать с обещаниями, данными в ходе избирательной кампании, главным слоганом которой стал "Украина для людей". В целом это главная особенность украинской политики, когда представители крупного капитала и сторонники либеральной системы оперируют чисто левой, социалистической риторикой. В итоге, граждане голосуют за тех, кто никогда не станет руководствоваться принципами социальной справедливости, увеличивать долю зарплаты в себестоимости продукции, обеспечивать высокие пенсии, бесплатную медицину и образование, доступное жилье. И в итоге пропасть, разделяющая политическую элиту и граждан Украины, год от года все шире, а количество людей, называемых "малоимущие", – все больше.

Реклама

А самое печальное состоит в том, что Украина в текущий момент времени перестала быть кому-то нужной. Президент Ющенко достиг своей цели – русофобской риторикой, специфическим видением истории, согласно которой "русские исторически угнетали и уничтожали украинцев", полной деловой несостоятельностью и непредсказуемостью оторвал свою страну от России. Теперь наши отношения выглядят так: обходные газопроводы, тихая блокада импорта сельхозпродукции из Украины, ужесточение правил пересечения границы и нахождения граждан Украины на территории РФ, европейская цена на газ, откровенно пренебрежительное и порой агрессивное отношение к украинской тематике со стороны политиков и СМИ. А параллельно с этим – целенаправленная деятельность по поглощению украинских активов российским капиталом и поддержка сепаратизма в Крыму.

При этом другой своей цели Ющенко не достиг. Утратив в лице России единственного союзника и реального стратегического партнера (поставки газа, ядерного топлива, кооперация в атомной энергетике, вопросы безопасности), Украина ни на сантиметр не стала более европейской. Политическая нестабильность, практически уничтоженная армия, отсутствие транзитных автодорог европейского качества и сколько-нибудь приличного сервиса и туристической инфраструктуры, безработица, туберкулез, депрессивные регионы, катастрофическая изношенность плотин и металлофонда в целом, массовая трудовая миграция – вот портрет Украины в глазах европейских чиновников.

Правда, выборы, по заключению разнообразных европейских организаций, у нас проходят честно и прозрачно, а свобода слова – в наличии. Но это просто европейские организации не знают, как можно организовать голосование в тюрьмах, психбольницах, домах престарелых и геронтологических клиниках, и не владеют информацией о том, что практически все украинские СМИ – частные и свободно говорят в тех рамках, которые определены собственником. Правда, вопрос невступления Украины в НАТО все же решился в пользу народа, сказавшего однозначное "нет" – вопреки попыткам "оранжевой" власти затащить его туда насильно.

Честно говоря, мне совершенно неприятно говорить об этом. Но я вынужден это сделать по той простой причине, что не собираюсь уезжать и связываю свое будущее с Украиной, где я родился и вырос. Поэтому честная оценка происходящего – не желание выставить напоказ все язвы, а диагноз, необходимый для правильного лечения.

А лечение, на мой взгляд, возможно только в одном случае: в случае широкого прихода к власти партий, представляющих левый политический спектр. Сначала на выборах в органы местного самоуправления. Затем в парламент и далее, возможно, на пост президента. Этот процесс сопряжен с невероятными трудностями, главная из которых – огромные финансы и рычаги влияния, которыми обладает класс власть имущих. Но, судя по всему, время, когда можно было просто воровать и эксплуатировать построенное отцами и дедами, безвозвратно ушло. Если не включить механизмы восстановления социальной справедливости, хаос неизбежен, причем хаос с самыми ужасными последствиями, вплоть до массовых беспорядков и гражданской войны.

Но чем хуже будет становиться жизнь, тем больше люди начнут понимать, что левая риторика и реальные социалистические преобразования и социальная ответственность – не одно и то же. Быть ли государству Украина как таковому решают простые вещи: в чьей собственности будут полезные ископаемые, земля, атомная энергетика, стратегические отрасли, коммуникации, железные дороги и порты. Каков будет баланс между частной и государственной собственностью. Как частный собственник будет платить налоги и как соблюдать социальные обязательства перед работниками и главное, какова будет ли неотвратимым наказание за экономические преступления. Решить эти вопросы президент Янукович шанс имеет. Но станет ли он это делать?.. Принципы накопления денег и власти универсальны, и того, кто идет против них даже во имя 46-миллионного народа, система уничтожает. И Виктор Федорович, конечно же, это отлично понимает.