Украинский джинн

14 октября 2008, 13:23
На Викторе Андреевиче история поставила эксперимент, ведь он занял пост президента в момент, когда его полномочия ограничивались. Но привычки ведь никто не отменял.

Все, наверное, помнят, что в арабских сказках могущественные джинны бывают заточены в разнообразные сосуды. Как правило, сосуд этот — лампа, то есть весьма непритязательный предмет повседневного обихода. Джинн, будучи рабом лампы, вынужден исполнять волю ее хозяина. Смысл метафоры очевиден — даже самые могущественные из нас несвободны в своих поступках и бывают ограничены весьма банальными обстоятельствами. Впрочем, в этой метафоре джинн понимал свою несвободу. В случае, о котором идет речь, дело обстоит куда хуже — обстоятельства диктуют свою волю, а человек думает, что поступает свободно. Понятно, что такой случай куда опаснее для окружающих, особенно если от этого человека что-то зависит. В нашем случае зависит достаточно много, потому что человек этот — президент Украины.

Разумеется, Виктор Андреевич не находится под влиянием инопланетян или каких-нибудь других коварных заговорщиков. И не зловредное "окружение" диктует ему свою волю, хотя, конечно же, пытается. Все гораздо прозаичнее и потому куда опаснее. Виктором Андреевичем управляет собственная должность. Должность эта довольно уникальна и слабо связана с тем, что изначально подразумевалось под словом "президент". Правильнее было бы назвать ее "батько" или еще как-нибудь. Поясню. Должность "батьки" — из села. Она основана на личном авторитете. Должность президента — из города. Она основана на заранее известных полномочиях. Когда распался СССР, украинцы лишились "внешнего" государства. Им нужно было строить внутреннее. Но внутренние отношения основывались на сельских традициях "батек". Нужно было перейти от селу к городу, от системы "батек" к системе "президентов". Момент истины настал в 1996 году, когда в ходе принятия конституции Кучма отказался от того, чтобы президент возглавлял исполнительную власть. Иначе говоря, украинский президент получил незначительные формальные полномочия, но безграничные — неформальные, он полностью контролировал исполнительную власть, не неся за нее ответственности. Так "батька" и "президент" совместились в одной должности. Она очень удобна для тех, кто привык "решать вопросы" закулисно. А таких у нас — подавляющее большинство во всех слоях общества. На Викторе Андреевиче история поставила эксперимент, ведь он занял пост президента в момент, когда его полномочия ограничивались. Но привычки ведь никто не отменял. Людям удобнее иметь дело с неформальной властью. И вот, начиная с 2006 года, мы видим, как должность "батьки" берет верх над Виктором Андреевичем. От роспуска Рады в 2007 до появления сотрудников СБУ в Печерском суде прошло не так много времени. Виктор Андреевич превращается в Леонида Даниловича. И тут уже впору вспоминать о других притчах.