В 1992-м челноки за поездку зарабатывали 2 000

29 марта 2011, 04:42
Инженеры в 1992 году пошли торговать на рынки.

Панченко. Инженер выживал за счет торговли на рынке. Фото из личного архива

Читайте также: Украина в 1992-м: год "шоковой терапии"

Советские инженеры в 1992-м были одними из самых несчастных категорий населения. Если и в хорошие времена ходила шутка: "Как опознать инженера по фотографии в паспорте? — Да очень просто: на всех фото — в 16, 25 и 45 лет он заснят в одном и том же пиджаке", то после развала Союза инженерам стало совсем плохо. Зарплата мизерная, на работе стащить нечего, кроме рулона ватмана, а жить как-то надо… Единственная радость — самой работы фактически не стало, особенно в научно-исследовательских институтах. Ведь финансирование научных разработок из бюджета сокращалось, как шагреневая кожа. Поначалу народ регулярно ходил на работу, с 9 до 18 часов пил чай, обсуждал трудности жизни, но вскоре все больше людей поняли: долго так продолжаться не может. Именно инженеры НИИ стали одними из первых "челноков" и торговцев на рынке.

Реклама

Читайте также: Украина в 1992 году: приход Кучмы и попытка отделения Крыма

"Благо, начальство не возражало, особенно если его "подмазать", — говорит Александр Панченко, бывший мастер экспериментального производства Института технической теплофизики. — Из Украины я вез сигареты, электролампочки, шоколад, часы-будильники. Там за это добро можно было выручить в три раза больше. А к нам вез дешевые китайские и польские джинсы, курточки, кроссовки, с которыми потом стоял на стихийных торжищах. За одну поездку можно было заработать в 3—4 раза больше, чем потратил. У меня навар получался до 2000 рублей".


Лена стала челноком в 14 лет. Уроки учила в поездках

Реклама

Или другая история. "Когда дочке Лене было всего 14, она начала челноковать в Москву — за косметикой, — рассказывает бывший военный из Павлограда Александр Хлевицкий. — Я тогда был майором ракетных войск, жена — на костылях, мы накануне попали в автомобильную аварию, младшему сыну — 8. Зарплата маленькая, я не мог даже заплатить за съемную гостинку, да и ту задерживали. Сам однажды съездил с товарищем за товаром на рынок в Лужники в Москву. А потом знакомые предложили взять Лену, обещали за ней присматривать. Ездили автобусом, человек 20 — всегда одним и тем же составом. Когда-то подсчитали: из них 16 — с высшим образованием — бухгалтеры, инженеры. Беседовали в дороге, кто-то дочке историю объяснял, кто-то помогал с геометрией. Во многом благодаря этим людям она школу с двумя четверками всего окончила. Торговала по выходным, а рядом на рынке газеты учитель математики продавал. Сейчас — депутат.

Читайте также: Приметы 1992 года: лосины и кравчучки

Ездили на три дня, но автобус мог на целый день задержаться. Мобильных тогда не было, что случилось с ребенком — неизвестно. Чаще всего задерживали на таможне: то справка какая-то нужна была, то не позволяли столько товара провозить. Вообще старались схитрить: что подороже, под низ, что подешевле — наверх. И катался автобус по границе, авось где-то пропустят. В первую поездку насобирали дочке по знакомым $150. Уже через 1,5 года она могла брать порядка $1,5 тыс, чистой прибыли получалось где-то 40%. Позже из армии я все же уволился, и на отложенные деньги спустя год мы смогли квартиру купить".

Реклама

Читайте также: В 1992-м в Украине появились "Сникерсы" и "Рояль"