В 1995-м в Украине начался крах финансовых пирамид

19 апреля 2011, 03:11
В 1995 году пришло время рушиться десяткам больших и маленьких финансовых пирамид в Украине, активно обиравших "Голубковых" местного разлива.

Обошлось. К счастью для власти, крушение пирамид не привело к народным волнениям. Фото: В. Милосердов

Читайте также Украина в 1995-м: бойня под Софийским собором и война за Донбасс

Большинство из них не выходили за рамки своего города или региона и погибли без особого шума (но, естественно, не без последствий для их вкладчиков). Но некоторым удалось встряхнуть общественное мнение по всей стране. В начале февраля вкладчиков ПО "Меркурий" взбудоражили слухи о том, что его основатель, известный предприниматель Семен Юфа, удрал в Израиль, и что обещанных дивидендов теперь не дождешься, хорошо бы вернуть вложенное. Реакция народа была предсказуемой, столичный Дворец "Украина", в котором работало общество, оказался в осаде тысячных толп людей.

Реклама

Читайте также Воспоминания о 1995 году: безденежье и заробитчане

На пресс-конференции руководители "Меркурия" успокаивали: Юфа выехал подлечиться. Всем желающим будут возвращены вклады и выплачены дивиденды. Но из-за наплыва людей все сразу отдать не получится, поэтому все будут внесены в компьютер и в порядке очередности получат свои денежки. Не до конца утративший советскую сознательность народ к сложностям компании отнесся с пониманием. А быстро появившиеся органы самоорганизации пострадавших не только не призвали линчевать мошенников, но еще и постарались утихомирить страсти и ввести процесс в организованное русло. "Надо иметь выдержку и терпение, — сказала председатель инициативной группы пайщиков, — ведь нас за руку в "Меркурий" не вели. Все свои деньги получат". Естественно, никто ничего не получил.

Читайте также Политики в 1995-м: Азаров входит в руководящую элиту, а Тимошенко попадает в СИЗО

Реклама

К концу февраля до власти дошло, что с трастами творится что-то неладное. 1 марта Леонид Кучма поручил Кабмину подготовить проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Декрет Кабинета министров Украины от 17 марта 1993 года "О доверительных обществах" (по иронии судьбы сей декрет подписывал сам Кучма, будучи премьер-министром, не предусмотрев в нем меры контроля за расходом собранных средств). Но дело затягивалось, а тем временем на "трастовом фронте" становилось все веселее. К апрелю, только по официальным данным, вкладчики доверительных обществ были одурачены на 402 млрд крб. и $15 млн, уже было открыто 23 уголовных дела.

Читайте также В 1995 на герб Киева вернулся архангел, а по Крещатику прошел предпоследний парад

И только в июне появилось постановление Кабмина "О недостатках в работе доверительных обществ", которым органам власти всех уровней поручено проверить деятельность трастовых компаний. Вот тут и пришло время "сыпаться" даже тем пирамидам, которые еще держались. 5 августа о временной приостановке денежных выплат своим клиентам сообщил "Украинский Дом Селенга" — одна из крупнейших украинских пирамид. Всего клиентов этой компании нагрели без малого на 2 трлн крб. (более $13 млн.).

Реклама

Среди регионов антирекорд поставил Донбасс — там, кроме общенациональных пирамид, работало много местных, всего 27 компаний. Наиболее масштабные из них — "Динвест", "Дофин-фонд", "Донтраст", "Роника". В Донецке дело дошло чуть ли не до массовых беспорядков с перекрытием обманутыми вкладчиками автомагистралей. Разруливать ситуацию туда вылетал даже тогдашний вице-премьер Василий Дурдинец. По оценке которого, по состоянию на декабрь, доверительными обществами было незаконно присвоено 28 трлн 200 млрд крб. Массовый крах пирамид не только больно ударил по карманам сотен тысяч людей. Он еще надолго подорвал доверие народа к отечественным финансовым институтам, которое восстановить в полной мере не могут до сих пор.

Читайте также Приметы 1995 года: появились "Мивина" и "1+1"

Подорвал он и доверие к властям. Но, по большому счету, наши "керманычи" еще легко отделались — в Албании в 1996 году в аналогичной ситуации обманутые вкладчики восстали и свергли правительство.