В 2008 году на Украину обрушился экономический кризис

1 августа 2011, 17:13
Финансовый кризис оказался для наших властей неожиданностью.

Курс гривны взлетел до 10 грн., а в обменках — до 13. Десятки тысяч людей не могли забрать свои вклады в банках

Осенью 2008 года "девятый вал" мирового экономического кризиса, наконец, захлестнул и Украину. И, как ни странно, это "стихийное бедствие" оказалось большим сюрпризом для наших властей — невзирая ни на пример других стран, ни на многочисленные предупреждения экспертов, ни на тревожные тенденции в собственной экономике…

Читайте также Эксперт Александр Жолудь: "Кризис-2008 в Украине был бы и без мирового"

Реклама

ПРИВЕТ ИЗ-ЗА ОКЕАНА

А началось все в далекой Америке, где еще в 2006 г. появились первые серьезные признаки неблагополучия в ипотечной сфере — слишком легко и в слишком больших масштабах раздавались там рискованные кредиты так называемым "заемщикам с плохой кредитной историей". Впрочем, это было лишь вершиной айсберга. Проблемы Америки, которая уже давно жила в долг, наращивала свои расходы (особенно на оборону) и при этом выносила производство в другие страны, накапливались уже давно. И проблемы с ипотекой послужили лишь спусковым крючком кризиса. С начала 2007 года начался вал невыплат по ипотечным судам, а пика кризис достиг в сентябре 2008 года, когда рухнул один из старейших и крупнейших инвестиционных банков мира — американский Lehman Brothers. С этого момента кризис перекинулся на весь мир.

ОЧЕВИДНЫЕ УГРОЗЫ

Реклама

Для Украины расклад накануне кризиса был очень простой. Сразу после оранжевой революции, с 2005 года, Украина получила отрицательный внешнеторговый баланс (то есть превышение импорта над экспортом). Причина — популистская социальная политика, поощрение дешевого потребительского импорта, а также (с 2006 года) ежегодный прирост цены на газ. Однако наша экономика этого как бы не чувствовала — минус в балансе компенсировался все возрастающим притоком кредитов из-за рубежа. Деньги у западных банков, как правило, занимали банки отечественные, чтобы выдать в свою очередь, кредиты украинским заемщикам. Причем брали кредиты у Запада где-то на год-два, а выдавали затем под покупку тех же квартир на 20—30 лет. Чтобы отдавать ранее взятые у зарубежных банков займы, брали новые кредиты. В общем, классическая пирамида, которая благополучно рухнула осенью 2008 года — после начала мирового финансового кризиса дешевые кредиты нам давать перестали.

Это имело сразу несколько важных последствий. Во-первых, появилась угроза обвала гривны, так как нечем было возмещать недостачу валюты. Во-вторых, на грани банкротства оказались десятки банков, которые зависели от перекредитования на Западе. В-третьих, прекратилось внутреннее кредитование, что обрушило потребительские рынки и строительный сектор.

Наконец, по украинской экономике был нанесен еще один удар колоссальной мощи — из-за мирового кризиса обвалился спрос и цены на основные товары нашего экспорта — сталь, продовольствие, химию.

Реклама

"НИЧЕГО НЕ ВИЖУ, НИЧЕГО НЕ СЛЫШУ"

Что события для Украины развиваются очень плохо, было ясно уже в середине сентября, но правительство, которое еще несколько месяцев назад давило экспортеров укреплением курса гривны, а банки — ужесточением монетарной политики (из-за чего перебои с выдачей кредитов начались еще весной), пребывало в состоянии прострации. Еще 26 сентября премьер-министр Юлия Тимошенко заявила: "Я могу твердо сказать, что мировой финансовый кризис на Украину не распространится". А в начале октября Тимошенко еще раз обнадежила сограждан: "Украина не интегрирована в мировые финансовые рынки, и поэтому этот кризис практически обходит Украину стороной".

В то время, когда произносились эти слова, народ кризис уже чувствовал в полный рост. Во-первых, пошел вниз курс гривны (приток-то валюты в страну прекратился). Во-вторых, начались массовые сокращения работников в промышленности, в банках, в торговых компаниях. В-третьих, сразу несколько банков начали задержки по выплатам своим вкладчиков (в том числе и крупнейшие — "Проминвестбанк", "Надра"). Это вызвало панику среди населения. Только за первую неделю октября, по данным Нацбанка, с банковских депозитов население вымело около $3 млрд.

Лишь в десятых числах октября правительство признало наличие кризиса и объявило о начале беспощадной борьбы с ним. Отчасти "прозрение" Юлии Тимошенко объяснялось политическими причинами — президент Виктор Ющенко подписал указ о досрочных выборах Рады, и премьер-министр решила использовать кризис как аргумент против их проведения.

Но это уже не могло остановить сползание страны в пропасть. Наступило время жестокой расплаты за годы популизма, за наплевательское отношение к собственному производителю и отсутствие структурных реформ в экономике. Потому-то кризис происходил у нас в намного более жестких формах, чем в соседних странах.

Читайте также: Финансовый кризис. В Украине грядут 2 тяжелых года

СТРАНА В РУИНАХ

13 октября Нацбанк запретил досрочно выдавать депозиты. "Замороженными" оказались 145 млрд гривен "народных" денег. Но эта мера только усилила панические настроения. Нацвалюта пошла вниз. Отчасти это было обусловлено объективными причинами — резко снизился экспорт, а кредиты нам давать перестали, отчасти спекуляциями — бизнесмены и банки избавлялись от гривны и выводили свои средства за границу. При этом, как говорили злые языки, процесс шел не без участия руководителей Нацбанка и высших органов власти — избранные банки получали "за откаты" обильное финансирование от НБУ и тут же конвертировали полученные средства в доллары.

Уже в октябре гривна опустилась с 5 до 6,5 грн. (при этом купить доллар в обменках было проблематично). Черные дни настали в декабре. Курс обвалился до 10 грн.

От окончательного краха украинскую экономику спас кредит МВФ. К концу года курс с горем пополам стабилизировали на уровне 8 грн. Но в остальном картина была более чем печальной. Экономика страны лежала в руинах. В полуживом состоянии пребывала металлургия и все связанные с ней отрасли. Тысячи вкладчиков не могли получить свои депозиты. Бюджетникам заморозили зарплаты (при том, что рост цен в 2008 годы был рекордным — более 20%). Во всех компаниях, которые были связаны с потребительским сектором (банки, риелторы, продавцы быттехники, автосалоны, турфирмы, рестораны, СМИ и т.д.) шли массовые сокращения, урезания зарплат и банкротства. Сотни тысяч людей, которые брали валютные кредиты, оказались в отчаянном положении — после обвала гривны они должны были отдавать суммы в 1,5—2 раза большие...

Пожалуй, единственными, кто продолжал процветать во время кризиса, были коллекторы — специалисты по выбиванию долгов. У них стало очень много работы.