Все меньше государства

28 сентября 2007, 15:37
При полном отсутствии каких-либо правых сил в политическом спектре, при полном доминировании левого популизма и государственного патернализма в программах всех партий и блоков, в Украине успешно претворяется главный праволиберальный лозунг: "Меньше государства"

Борьба ветвей центральной власти – президента, парламента и правительства – неизбежно приводит к ослаблению всех трех, со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами.

Давно понятно, что предстоящие в воскресенье 30 сентября досрочные выборы в Верховную Раду вопроса о власти не решат. Виктор Ющенко опять встанет перед неразрешимой дилеммой: Юлия Тимошенко или Виктор Янукович в качестве премьер-министра и наиболее вероятного будущего победителя президентских выборов. Если Ющенко выбирает коалицию своего блока "Наша Украина – Народная самооборона" (НУНС), то ему никуда не убежать от Тимошенко, если он все-таки сговаривается о коалиции с Партией регионов – придется опять терпеть Януковича. Только теперь обладателем "золотой акции" в парламенте и потенциальным ренегатом будет не Александр Мороз, а Владимир Литвин.

Реклама

В этих непростых условиях естественным с точки зрения президента является ослабление правительства вообще и уменьшение объема функций исполнительной власти в частности. Это значит, во-первых, то, что какой бы ни была правящая коалиция, президент будет вынужден с ней бороться и прибегать к поддержке оппозиции. Если при власти будет Янукович, то Ющенко станет интриговать против него с помощью возглавляемой Тимошенко оппозиции, и наоборот. Второе, и главное, заключается в том, что любая "президентско-оппозиционная" пара будет стараться уменьшить влияние правительства в региональных и местных органах власти.

И вот эта извращенная, прямо скажем, система, может произвести буквально революционные, крайне либеральные и весьма благотворные преобразования в стране – такие преобразования, на которые ни одна из перечисленных сил в нормальных условиях не пошла бы. На последней предвыборной неделе и президент Виктор Ющенко, и вице-премьер (представитель Партии регионов) Владимир Рыбак заявили о необходимости как можно быстрее провести бюджетную децентрализацию. И не просто децентрализацию. Предлагается перевернуть всю пирамиду, строить бюджеты снизу – от муниципального к государственному, а не наоборот, как это происходит сейчас. В результате такой реформы в распоряжении правительства и парламента останется лишь 10-15 процентов сводного бюджета, тогда как сейчас они распоряжается половиной, и почти все эти деньги (20-30 млрд гривен) уйдут на зарплату сотрудникам центральных органов исполнительной власти.

Как бы то ни было, бюджетная децентрализация неминуемо приведет к децентрализации политической власти. Ключевые решения будут приниматься на муниципальном и областном уровнях. Таким образом, довольно низменная политическая цель – умножить правительство на ноль для того, чтобы так же умножился будущий конкурент на президентских выборах, привела и Ющенко, и Януковича к проекту построения добротной европейской модели власти, которая произрастает снизу – от местного самоуправления. А это – хотят они того или не хотят, приведет к становлению ответственного гражданского общества и внятного политического запроса к правящей элите от населения.

Реклама

В упомянутых предложениях присутствует даже некий революционный перегиб: на общенациональные проекты денег почти не предусмотрено, Но, во-первых, в процессе доводки этих предложений перегиб можно устранить, а во-вторых, это заставит правительство гораздо больше заниматься поддержкой частных инвестиций. Задача более чем актуальная. Два дня назад Всемирный банк обнародовал очередной рейтинг Doing Business-2008, в котором оценивается экономический климат стран планеты. Так вот, наша страна заняла в этом списке 139 место из 180 отрейтингованных государств. Можно, конечно, с патриотическим жаром оспаривать рейтинг, пытаться доказать, что бизнес-климат у нас все-таки получше, чем, скажем, в Узбекистане. Но по существу все там правильно. Что тут говорить, если налоги у нас составляют 58 процентов доходов предприятия, а самих налогов косая сотня. Или рекордное количество всяческих лицензий, на получение которых, как скрупулезно подсчитал Всемирный банк, требуется 429 дней. Эти и большинство других пунктов, по которым Украина отстает от всех европейских стран и соседей по СНГ (регистрация собственности, открытие компании, защита интересов инвестора, ведение международной торговли) не относятся прямо к политическим сферам и интересам. Иными словами, их нельзя списать на счет политической нестабильности или происков реакции. Их следует отнести на счет неэффективной работы законодателей и правительства, на счет коррупции и лоббизма. И в этом свете попытки очень разных партий сделать украинское правительство "техническим", лишить его политической мотивации и переключить на концепцию малых дел, кажутся интересными.