Воспоминания о 1995-м: безденежье и заробитчане

19 апреля 2011, 03:23
Заробитчане вспоминают о заговоре рэкетиров и водителей автобусов, а жертвы финансовых пирамид рассказывают о том, как их обманывали в роскошных офисах.

Горбунков. В тот год работал слесарем на заводе химреактивов

Читайте также Украина в 1995-м: бойня под Софийским собором и война за Донбасс

ЖИЗНЬ БЕЗ ЗАРПЛАТЫ. МОРОЖЕНОЕ КАЗАЛОСЬ ДЕЛИКАТЕСОМ

Реклама

"Мы были в тот год миллионерами", — смеются украинцы, вспоминая тот год, хотя в те времена многим было не до смеха. "В тот год жена была без работы, дети учились в школе, а я был слесарем на заводе, где зарплату постоянно задерживали. Очень часто не было денег даже на троллейбусный билет. Как сейчас помню — он стоил 20 тыс., — вспоминает житель Макеевки (Донецкая обл.) Александр Горбунков. — Я тогда смотрел на свою обувь и думал: "только бы не порвались", купить новые башмаки, да и одежду для себя, детей было не за что. Питались картошкой, макаронами, супом из "кубиков". Изредка окорочка, и как деликатес — мороженное. Хорошо помню, что очень вкусными тогда казались сосиски — бумага-бумагой, но с какой-то очень "аппетитной" вкусовой добавкой. С каким аппетитом мы тогда всю эту химию, все эти "юпи" ели и пили — подумать страшно. И, кроме еды, надо было еще тратить деньги на школу. Учителям тогда перестали платить, а они, по моим ощущениям, перестали учить детей. Но деньги регулярно собирали: "на ремонт". И мне тогда казалось, что за наши деньги можно было не то что ремонт — новую школу построить".

Читайте также В 1995-м в Украине начался крах финансовых пирамид

ЗАРОБИТЧАНЕ. "В 1995-М БЫЛО НАШЕСТВИЕ НА АНГЛИЮ"

Реклама

"С середины 90-х началось нашествие украинцев в Европу: Италия, Португалия, Польша, Россия, Германия и т.д. В 1995-м особенно была популярна Англия, где минимальный заработок был от $30 в день, — вспоминает львовянин Владимир. — Узнавали через знакомых телефоны тех, кто уже работал за рубежом, созванивались: "есть работа? Можно делать визу?". Очень часто уже в Европе с поиском работы и жилья бескорыстно помогали "братья-славяне" поляки. И помощь была не лишней. Ехали в никуда, без знаний языка. Занимали деньги, но не всегда могли найти работу, и от отчаянья спивались, или даже сходили с ума. И тогда, и сейчас хозяева "кидали" заробитчан, отдавали лишь десятую часть обещанного. Обдирали и наши: $200 надо было отдать пограничникам, $100 отбирали рэкетиры — по моим ощущениям, водители автобусов были с ними заодно. По телефону рассказывали, где остановятся, и бандиты знали, куда ехать за данью".

У рентгенолога Алексея Витте более экзотическая карьера заробитчанина. 12 лет он колесил по Афганистану, Ливии, Южной Африке. "К нам в больницу приехали арабы из частного госпиталя в Ливии, предложили по $1000 ставки мне и жене. Первая проблема — язык. Забирал домой все утренние заключения врачей и переводил со словарями. Или справлюсь, или "прощай, работа". Через три месяца уже мог сносно сам писать такие заключения. Были и "национальные" трудности. На прием к врачу женщина всегда приходит вместе с мужем. Как-то приносят анализ крови и мочи, а на бланке — мужское имя. "Где анализы женщины?" — спрашивают врачи. "Я сдал за нее", — отвечает муж. "А она что, не может?" — "Ну так в чем проблема, я же ее муж!".

Читайте также Приметы 1995 года: появились "Мивина" и "1+1"

Реклама

"ПИРАМИДЫ". "МЫ ВЕРИЛИ ШИКУ ИХ ОФИСОВ"

В середине 90-х киевлянка Наталья доверила "пирамидам" огромную по тем временам сумму $2500 — деньги заработанные мужем за границей: "Мы, "советский народ", смотрели на рекламу "пирамид" и думали: "Ну, это же напечатано в газете! Это же не может быть обманом!". Да и шикарные офисы трастов внушали доверие: представьте в те серые года интерьер с пальмами, ковровыми дорожками, охранниками — милиционерами, к ним тоже было тогда доверие. И вкладчиков — тьма, ведь обещали 15% в месяц. Но... Пришла за дивидендами, а у закрытого офиса плачущие люди. Дорожки смотаны, пальмы увезены. И куда, кому жаловаться... Одна бабушка хватается за сердце: "что же делать?", а парень ей отвечает: "новые зарабатывать, я уже билет в Москву купил". Мы тоже сумели встать на ноги после удара. Но знаю, что многие "голубковы" с тех пор — нищие". "Я вложил деньги в "Дофин-фонд", — вспоминает журналист из Донецка Ярослав. — В начале 1995 года решил их забрать. Мне сказали — извините, деньги будут позже. Тогда так всем говорили, и многие верили — деньги будут. Чуть было не поверил и я. Но просто мне уж больно средства нужны были. И я решил надавить. Сказал, что я журналист и что если мне не дадут денег, то напишу в газету о том, что ваша контора скоро рухнет. Клерки испугались, отвели меня к начальству, и то без разговора мне сразу выдало всю сумму. Так что тогда давали тем, кто давил. А уже через пару месяцев не давали никому — "Дофин фонд" рухнул".

Читайте также Политики в 1995-м: Азаров входит в руководящую элиту, а Тимошенко попадает в СИЗО