Воспоминания о 2000 годе: "Украину без Кучмы" громили курсанты МВД"

31 мая 2011, 03:48
Участники акции протеста вспоминают, как правоохранители выдавали себя за анархистов, а простые украинцы уже могли позволить себе отдых за границей

Владимир Чемерис был одним из организаторов «Украины без Кучмы». Фото bilozerska-rus.livejournal.com

"Я был знаком с Георгием Гонгадзе, мы были участниками студенческого движения начала 90-х годов. И его исчезновение, и (как мы понимали) гибель шокировали меня и моих товарищей. Мы решили, что будем что-то делать, что должна быть реакция на то, что происходит! Договорились идти на Майдан, ставить палатки. Планировалось, что нас поддержит 150 человек, но в первый день, 15 декабря, пришло только 50. А через четыре дня, к нашему удивлению, собралось 10—20 тыс. По моему мнению, в Украине началась революция, — рассказывает один из организаторов акции "Украина без Кучмы" Владимир Чемерис. — Для большинства людей не имела значения смерть Гонгадзе, но имели значение их жизнь, то, что они не могут дать детям образование, что не могут получить нормальное лечение и т. п. У нас тогда спрашивали: "Украина без Кучмы... А с кем?" Мы отвечали: "С вами и с нами!" Мы не называли "нового царя". Нашим требованием было изменение системы, создание парламентской республики".

ЛЕВЫЕ И ПРАВЫЕ. "Мы договорились, что в "городке" не будет никаких партийных флагов, кроме государственного. Было сыро, хуже чем при "-20". И комсомольцы, и унсовцы спали в одной палатке. Вместе пили какой-нибудь кипяток, по очереди пели: "Взвейтесь кострами" и "Червона калина". Многие до сих пор дружат, — вспоминает Чемерис. — Многие политики пытались возглавить наше движение. Тимошенко, пока была вице-премьер-министром, смотрела на нас, но когда ее отправили в отставку — решила возглавить "Форум национального спасения". Но тогда она еще не имела авторитета".

Реклама

ПРОВОКАЦИИ. 9 марта 2001 года возле Администрации президента Украины произошли столкновения участников акции с правоохранителями. Было задержано несколько сотен человек, и 19 были осуждены на срок от 2 до 4,5 лет. "УБК" фактически прекратила деятельность: "Власть боялась, что мирное движение перерастет в революцию, а оппозиции (Тимошенко в то время находилась в СИЗО) было интересно силовое разрешение событий, чтобы привлечь больше внимания. За время акции было несколько провокаций. Как-то ночью в "городок" бросили бутылки с зажигательной смесью, но, к счастью, они не загорелись. 6 февраля демонстранты пошли к Администрации президента, а в это время на "городок" напали якобы анархисты с черными флагами. На самом деле это были переодетые в черное курсанты милицейского училища. Слава Богу, эти провокации не переходили в масштаб столкновения, но провокация 9 марта достигла успеха. Неустановленные личности бросали камни в бойцов "Беркута", которые стояли у Администрации президента. После этого правоохранители начали наступать на митингующих. Я стоял специально с руками в карманах, не проявлял никакой агрессии, но получил дубинкой по голове и потерял сознание".

ЖИЗНЬ НАЛАЖИВАЕТСЯ

"В конце 90-х в моем небольшом городе в Донецкой области работы не было. Уезжали кто куда, большая часть "покоряла" Москву, я отправился в Киев. У меня даже сумки в поезде не было, только $10 в кармане, — вспоминает менеджер Алексей Кудрявцев. — Устроился жить у друга в общежитии, нелегально, чтобы не заметила комендантша, приходил пожить через окно. Но скоро нашел работу — промоутером. Стоял в магазине, предлагал призы за покупку "акционных товаров" и т.п. А в 2000-х я уже поднимался по служебной лестнице. Крупные компании пришли в себя после дефолта 1998 года, рекламы становилось все больше и больше. Соответственно становилось все больше работы у моего агентства. Я стал менеджером по логистике, потом ушел из рекламы, стал менеджером по продажам. Зарплата росла, я снял комнату, потом квартиру. Через время забрал из родного города свою девушку, купил машину, родился ребенок, а потом... грянул кризис 2008 года, и пришлось опять возвращаться в родной город".

Реклама

"Торговлей я начал заниматься еще в 90-х, торговал на небольшом рынке в Луганске. Продавал бытовую химию, и в 2000-х бизнес пошел — у людей появились деньги, они начали больше тратить. Покупать не только порошок-мыло, но и косметику, — вспоминает предприниматель Антон Белик, — Открыл еще одну точку, потом еще одну. Денег начало хватать не только на то, чтобы свести концы с концами. Например, я накупил много бытовой техники в дом — о такой большинство в те годы только мечтало". А в год миллениума я уже смог скопить денег на автомобильную поездку по Европе".

УСПЕНСКИЙ СОБОР. ВОЙНА ВОКРУГ СВАЙ

24 августа 2000 года был освящен Собор Успения Пресвятой Богородицы — главный соборный храм Киево-Печерской Лавры.

Реклама

У собора была сложная история, нашествие татаро-монголов, пожары. Храм был перестроен в XVII веке, взорван в XX. "И когда, в конце 80-х, встал вопрос о воссоздании, то долго спорили, на какой храм ориентироваться? На древнерусскую форму или расцвет барокко? Москва, которая тогда курировала "проект всесоюзного значения", настаивала на первом варианте, но нам удалось отстоять барокко — ведь сохранились документы, фотографии храма XVII века, а древнерусский надо было домысливать, — вспоминает Олег Граужис, автор проекта реставрации, народный архитектор Украины. — Там грунты очень плохие. Вроде твердые, но начинается дождь — превращаются в болото. Надо было устанавливать сваи под фундамент. И тут началось: "В гробы наших предков будут сваи вбивать!" Хотя очень аккуратно тогда сверлили, без всякого кощунства. Но ругань продолжалась, пока тогдашний мэр Киева Александр Омельченко ни хлопнул кулаком по столу. Если бы не он — ничего бы не было.

Запомнилось и освящение храма. Мы не успевали установить иконостас, а уже вот-вот президент приедет, начнется церемония. Мы с куском золоченой колонны бегом в храм — нас не пускает охрана. Мы ей: "Ну мы же не уносим, наоборот, несем обратно". Еле прорвались, только установили — входят Патриарх и Кучма".