Воспоминания о 2009-м: "Шахтер" завоевал кубок УЕФА, а горожане ринулись в села

8 августа 2011, 17:42
Болельщики тратили на поездку в Стамбул все деньги, жители крупных городов из-за кризиса начали переезжать в села, а в предвыборных штабах кидали с зарплатой.

Поболеть за «Шахтер» приехали болельщики со всей Украины

ФАНАТЫ. ПИВО С БОЛЕЛЬЩИКАМИ "ВЕРДЕРА"

2009-й стал годом донецкого "Шахтера" — горняки завоевали кубок УЕФА. Финальный бой за этот евротрофей проходил в Стамбуле, нашей команде противостоял бременский "Вердер". "Такой матч бывает раз в жизни — ну как я мог на него не поехать?" — говорит столичный бизнесмен Олег Воротынцев. Организацией поездок на матч занималось несколько турагентств, и один день в Турции обходился фанатам в $300—400. "Между клубами Украины сейчас большое противостояние, но тогда за "Шахтер" болела вся страна. Мы встречали фанатов из разных городов, помню, что один парень из Днепропетровска сказал, что потратил на поездку все свои деньги, но не смог не поехать". Перед матчем болельщики гуляли по городу, сидели в кафе. В одном заведении за соседними столиками сидели фанаты "Вердера".

Реклама

"Вот у нас посади в одном кафе болельщиков "Шахтера" и "Динамо", они же удавят друг друга! А в Стамбуле мы спокойно разговаривали, спорили, у кого больше шансов на победу, — рассказывает Олег Николаевич. — В тот день весь Стамбул жил футболом: из открытых окон машин флаги, везде шумные компании. Турки болели за "Шахтер", ведь его тренер Мирча Луческу долго работал с местными командами. И, конечно, радовались, что к ним приехало столько туристов. Дескать, нам бы каждый месяц такой футбол.

На стадионе мы сидели за воротами, и помню, как по спине пошел холодок, когда Андрей Пятов пропустил гол — мы были уверены, что победим. А после победного удара радовался не только Стамбул, но и, наверное, вся Украина. И радость не омрачила даже накладка в аэропорту. Мы должны были вылететь ночью, но сели в самолет только днем. Но всю ночь сидели, болтали, усталость совершенно не чувствовалась".

Реклама

ВЫБОРЫ-2009. "И СПАСИБО НЕ СКАЗАЛИ"

О том, как работал в 2009-м один из предвыборных штабов, нам рассказал киевлянин Сергей: "В штаб кандидата мне помоги устроиться знакомые из киевской мэрии. У меня были функции менеджера, за которые платили $1000 в месяц. Это, конечно, больше чем у тех, кто стоял в палатках и раздавал листовки. Их зарплата была — 100—150 грн. в день. Но у ближайшего окружения кандидата, у всевозможных помощников и "помощников помощников" оклад начинался от $10 тыс. Притом отношение к работе было более чем расслабленное. Когда кандидат уезжал в регионы, половина его штаба полдня сидела в ближайшем ресторане. То кофе попить, то пообедать, то опять кофе попить. Агитаторы, по моим наблюдениям, тоже особо не напрягались, чувствовали, что их особо не контролируют. Если в палатках БЮТ и ПР буквально засовывали в сумки килограммы агитматериалов, то наши — говорили полусонным голосом: "ну, возьмите листовку".

ИНФОРМБЛОКАДА. По словам Сергея, всю предвыборную компанию "шеф" пребывал в приподнятом, веселом настроении. В том числе и потому, что ему рассказывали только хорошие новости. Любой негатив, скажем, критика нелепых билбордов, отфильтровывался. "После митингов кандидат был похож на студента после экзаменов. Всегда спрашивал: "как я выглядел?". И, конечно, в ответ медом лилось: "прекрасно!". Так что результаты первого тура стали для кандидата шоком. Он думал, что наберет намного больше голосов", — рассказывает Сергей. По его словам, ограждали кандидата и от общения с народом. На встречах и митингах вопросы задавали "подсадные утки", и кандидат в разных городах повторял одни и те же ответы. "Записки и письма, которые передавали кандидату, охрана просто выбрасывала. Помню, как в одном городе женщина со слезами на глазах пыталась передать тетрадку, в которой изложила свою просьбу. Ей преграждала дорогу охрана, но женщина бежала за кандидатом до машины, буквально висела на ее ручке… Никто ее письмо так и не взял. Некрасиво поступили и с нами, с теми, кто работал в штабе. Когда закончилась предвыборная компания, всех уволили, не сказав даже "спасибо", а некоторым не отдали часть зарплаты", — рассказывает парень.

Реклама

Читайте также "20 лет страны". Последний оранжевый год: Вона и ПРиБЮТ

ДАУНШИФТИНГ. "У МЕНЯ НЕТ ЗАРПЛАТЫ — НО И НЕ НАДО К 9-ТИ БЕЖАТЬ НА РАБОТУ"

В кризисном 2009 году особенно много говорили о дауншифтинге. Представители этого течения уходят с высокооплачиваемой, но нервной работы ради душевного комфорта. В условиях кризиса к перемене стиля жизни подталкивали массовые сокращения. "Я около десяти лет был торговым представителем одной из западных компаний. Но начальство решило "продвинуть" кого-то из своих знакомых, и сделало все, что бы я уволился", — рассказывает Дмитрий. Лишившись работы, он переехал в одно из крымских сел к друзьям. На жизнь зарабатывает продажей сувениров.

"Тяжело было привыкнуть к тому, что надо рубить дрова, носить воду. Непривычно, что возле дома нет супермаркета и кафе. Но я начал питаться более постной пищей, ем много фруктов, живу в экологически чистом районе и уже забыл о былых проблемах с желудком, — рассказывает дауншифтер. — У меня полностью поменялся уклад жизни. Мне не надо к 9-ти на работу — я сам себе начальник. Я зарабатываю в несколько раз меньше, чем на прошлой работе, но и меньше трачу. В селе незачем покупать дорогие брендовые вещи. В далеком прошлом остались выпивка в выходные дни — и это полезно и для кошелька, и для здоровья. Я живу спокойной сельской жизнью и даже не думаю о возвращении в город".