Зарплаты в 1993 году давали ремнями и кормом для свиней

5 апреля 2011, 03:18
Работникам приходилось брать зарплату продукцией предприятия и торговать ею на рынках.

Галина. Ей платили ремнями

Читайте также Украина в 1993 году. Рекорды гиперинфляции, ваучеры и "Белое братство"

"Я вспоминаю тот год, и у меня слезы на глаза наворачиваются. Это был настоящий ужас! Муж был учителем, я была инженером на заводе резино-технических изделий, и зарплату нам не платили по несколько месяцев. Но не воровать же... Пришлось брать зарплату ремнями для автомобилей, и пытаться их продать, — вспоминает жительница Белой Церкви (Киевская обл.) Галина Порфирьевна. — Кто-то из коллег удачно распродал в Донецке, и мы с подругой тоже поехали туда. Ездили три или четыре раза, больше не смогла, несмотря на нужду. Ведь с тяжелыми сумками надо было сначала ехать на электричке, потом 12 часов на поезде. На рынке попробовали сдать ремни оптом, но не всегда это получалось, и торговали сами, хотя это не мое". Приходилось весь день стоять на пронзительном холодном ветре. Когда не успевали распродать все за день, ночевали на вокзале: "О прибыли тогда и не думали, главное, что у нас было хоть сколько-нибудь "живых" денег".

Реклама

Читайте также 1993 год для Украины: бунты шахтеров, конец света и финансовые пирамиды


Юлия. Меняла муку на яйца

А вот на заготовительном заводе в Кременчуге зарплату выдавали мукой, комбикормом и отрубями. "Муку я раздавала друзьям, много пекла, но на ней же одной не проживешь, — рассказывает ныне кировоградчанка Юлия Викторовна. — А корм для свиней и отруби продавали по селам. Ну как продавали — часто просто выменивали: на картошку, свеклу, другие какие-то овощи. "Продавать получку" ездили 2—3 человека (по очереди): им все отдавали, чтобы за каждым мешком не ездить. Помню, поехала я в первый раз — подошла старушка с десятком яиц. Говорит, за них полмешка отрубей другие давали. Я аж растерялась! Что-то дороговаты яйца. Она мне — жаловаться и причитать. Я уступила, а потом мне коллеги рассказывали, что бабулька — хитрая, и дети, и внуки у нее есть, и живут хорошо. Такой из меня торгаш".

Реклама

Читайте также Шахтеры в 93-м: "Стачка — как работа"

"А у нас, когда завод свою продукцию — колеса — не мог продать, выменивал ее у других предприятий на их товары. И людям эти товары выдавали в счет зарплаты в ларьке, который рядом с проходной стоял. В нем-то я и работала, — рассказывает пенсионерка из Кременчуга Людмила Лановенко. — Привозили всякую еду, даже красную рыбу иногда, водку, а бывало и одежду, кухонную какую-то утварь, мебель. Все это распределяли на цеха, а на крупный дефицит — вроде холодильников — записывали в очередь".