100 лет назад был убит Николай II… и четыре его дочери

17 июля 2018, 08:32

Великие княжны (слева направо) Ольга, Татьяна, Анастасия, Мария (сидит) рядом со своей матерью императрицей Александрой Федоровной.

Реклама

Ровно 100 лет назад в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева была расстреляна семья последнего императора – Николая II.

И, я полагаю, в этот день, особенно за пределами нашей страны, и Ники, и его жену Алекс, и их сына Цесаревича Алексея вспомнят многие. Остальные убитые в ночь на 17-е число удостоятся общих формулировок "слуги", "собаки", "дочери".

Смерть одного – трагедия, смерть многих статистика. Четыре принцессы – четыре Великих княжны – так и остались для большинства людей статистикой. Статистками в трагедии их отца, матери, брата – прелестным размытым белым пятном. Даже после канонизации их – всех четырех – изображают на иконах с почти одинаковыми лицами.

Реклама

Парадоксы посмертного пиара: была бы у Николая II одна-единственная дочь – она бы стала героиней фильмов и романов. Четыре – многовато, их всех сложно упомнить, в них слишком легко запутаться!..

Потому, если я все же закончу роман "Киевские ведьмы. Рецепт Мастера", он будет во многом посвящен именно им – четырем убитым принцессам.

Реклама

1917 г. Побриты налысо после кори. (слева направо) Анастасия, Ольга, Алексей, Мария, Татьяна. Это фото, сделанное в шутку, окажется печальным предвестником их скорого страшного будущего…

ЖИЗНЬ

"Перед Машей плыл давний день – спокойный и светлый. Она сидела на потертом ковре, делавшим таким уютным и добрым пол в ее "детской", и разглядывала фото в библиотечной книжке: Цесаревич Алексей и четыре великих княжны. Четыре красавицы Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Отчего-то именно их – ни царя, ни наследника! – Маше, наивной студентке исторического факультета, всегда было жалко больше всего.

Четыре девочки…. И все такие красивые!" ("Киевские ведьмы. Рецепт Мастера").

Это то, что изначально привлекло меня в них – красота. Удивительная красота – ведь их родителей, царя и царицу, никто не назвал бы красавцем и красавицей. Девочки же у них вышли как на подбор!

Их можно долго рассматривать как сонм нимф, как произведения искусства минувшей эпохи. Классическая белокурая и голубоглазая красавица Ольга. Роковая темноволосая красавица Татьяна с лицом Нефертити. Пышная пухлогубая и большеглазая славянская красавица Маша. Хоть младшая Анастасия собиралась вырасти лишь симпатичной... Но ей досталась иная, посмертная кинокрасота – ее сыграли и Эми Ирвинг, и сама Ингрид Бергман.

Самозванка Анна Андерсон и Анастасия Романова. До сих пор не понимаю, как даме с таким пухлыми губами удавалось выдавать себя за тонкогубую Анастасию?

Благодаря авантюристке Анне Андерсон, выдававшей себя за спасенную княжну Анастасию, лишь младшая дочь царя обрела свою историю, свою легенду, свой голос. И хоть в наше время анализ ДНК, помог окончательно расставить точки над "i" и признать Анну польской самозванкой, легенда о спасенной принцессе останется в истории уже навсегда. Анастасия, которую преследует монструозный Распутин, станет даже героиней мультфильма.

Анастасия во время очередной комической сцены

В своей короткой жизни Анастасия (домашняя кличка "шибздик") была совершенно иной. Говоря современным языком – она была типичным стендап-комиком царской семьи, самой веселой, артистичной и юморной, готовой к бесконечным пародиям и розыгрышам. Так, в детстве, изображая собаку, Анастасия щипала за ноги важных дам под столом. А еще с возрастом она обещала порядочно располнеть… вот только вырасти 17-летняя принцесса так и не успела.

Великая княжна Татьяна

Моя любимица – Татьяна Николаевна. Самая нездешне-красивая.

В ее чертах видится что-то египетское или что-то русалочье. А еще она неуловимо похожа на юную Анну Ахматову, не даром, наверное, в княжну был влюблен муж Ахматовой Николай Гумилев, оказавшийся после ранения в лазарете, где княжна Татьяна работала сестрой милосердия.

Великая княжна Татьяна обожала ездить верхом и носила в семье клички "улан" и "гувернантка". Она, а не старшая сестра Ольга, стала матерью их семейства в изгнании, когда императрица-мать все больше времени проводила в постели или в своей инвалидной коляске. Незадолго до расстрела на сибирском вокзале красноармейцы заставили четыре княжон самих нести свои вещи, категорически запретили кому-либо им помогать. Перенос вещей организовала Татьяна, она и тащила на себе больше других – два огромных чемодана и собаку. На нее единственную мать оставляла и больного брата, и дом. С ней единственной отец говорил о политике…

Мейсенскаястатуэтка с несгибаемой волей в глазах.  Истинная принцесса – ее стать и умение держать себя выделял даже убийца царя Яков Юровский.

Она могла бы стать женой короля Сербии Александра I и трагически овдоветь в 1934 . Или выйти замуж за корнета Дмитрия Маламу, влюбившегося в прекрасную сестру милосердия. Ее старшая сестра Ольга могла бы стать королевой Румынии или выти замуж за офицера Дмитрия Шах-Багова – еще одного подопечного Царскосельского госпиталя, где работали августейшие сестры…. Дочери последнего царя были весьма необычными принцессами – воспитанные матерью в строгости, они сами штопали себе чулки, убирали свои комнаты и всю жизнь спали на походных кроватях. С равным успехом они могли жить и в белокаменным Лидийском дворце, и в обычном доме, стать царицами или простыми солдатками…

Великая княжна Ольга

Но любой брак -  хоть с королем, хоть с корнетом, хоть с поэтом, мог бы спасти от смерти любую из них. Не судилось! Все их романы остались лишь вздохами в девичьих дневниках – платоническими и наивными.

Четыре принцессы не успели ни выйти замуж, ни потанцевать на балах в красивых платьях – все их балы и наряды съела Первая Мировая война.

Когда она началась, самой старшей Ольге было 18 лет, младшей Анастасии – 13. Война и все последующее за ней трагические события и стали их единственной взрослой жизнью.

Старшие – Ольга и Татьяна вместе с матерью работали во время войны в госпитале сестрами милосердия. Работали без всяких царских скидок – перевязывали раны, выносили утки. Татьяна была даже хирургической сестрой, помогала во время операций. И, следует отметить, в наше время в Украине, даже в разгар боев, никто из жен и дочерей первых особ страны не потратил ни года своей жизни на работу медсестрами в госпиталях.

Великие княжны Татьяна и Ольга (сидит)

СМЕРТЬ

Своя жуткая поэзия фильмов ужасов была и в смерти четырех принцесс. И этот абзац, прочитанный мной некогда в книге Радзинского, не раз всплывал в моей памяти как кадр фильма:

"…он встретил там двоих… Один был главой большевиков в Екатеринбурге, когда там расстреляли царскую семью, другой – руководил расстрелом.

И они вспоминали, как все было… Пили чай вприкуску, хрустели сахаром и рассказывали, как пули отскакивали от девочек и летали по комнате… Их охватил страх, и они никак не могли добить мальчика… он все ползал по полу, закрываясь рукой от выстрелов. Они только потом узнали: на великих княжнах были пояса, в них были зашиты бриллианты… Бриллианты их защитили…

Цареубийцы за чаем… и пули, которые отскакивают от девушек, и мальчик на полу… этого я уже не мог забыть".

Во время казни большая часть расстрельной команды стреляла в царя – каждому хотелось похвастать, что он лично убил самодержца! Потому Николай и его жена умерли почти мгновенно, не успев осознать, что происходит.

Девиц особо не хотелось убивать никому. Да и инцидент с драгоценностями, зашитыми в их "пуленепробиваемые" корсеты, не был легендой. "Алексей и три из его сестер… были еще живы. Их пришлось пристреливать. Это удивило коменданта, т. к. целили прямо в сердце. Удивительно было и то, что пули от "наганов" отскакивали от чего-то рикошетом и как град прыгали по комнате... На дочерях… были лифы, так хорошо сделаны из сплошных бриллиантовых и др. ценных камней, представлявших собой не только вместилища для ценностей, но и вместе с тем и защитные панцыри", – вспоминал Юровский.

Помянутая выше авантюристка Анна Андерсон, выдававшая себя за Анастасию, рассказывала романтичнейшую историю: якобы некий солдат по фамилии Чайковский сумел вывести ее из подвала дома Ипатьева, обнаружив княжну после расстрела раненой, но еще живой…

История могла оказаться правдивой! Во всяком случае, совершенно правдива ее первая часть. Когда после расстрела трупы начали переносить в грузовик, оказалось, что принцессы живы – еще живых девушек добивали тупыми штыками.

"Когда ложили на носилки одну из дочерей, она вскричала и закрыла лицо рукой. Живыми оказались также и другие. Стрелять было уже нельзя, при раскрытых дверях выстрелы могли быть услышаны на улице. По словам товарищей из команды, они были слышны на всех постах… Ермаков взял у меня винтовку со штыком и доколол всех, кто оказался живыми… Это был самый ужасный момент их смерти. Они долго не умирали, кричали, стонали, передёргивались", – рассказывал позже один из участников расстрела.

"Когда одну из девиц пытались доколоть штыком, то штык не мог пробить корсаж...", – говорил другой.

В 1979 году в печально известной Ганиной яме были найдены останки царя и царицы, их слуг и трех дочерей, в 1991 году их кости извлекли, идентифицировали…

Четвертой дочери не было! И этот факт мог дать новую почву для легенд о спасенной Анастасии, но экспертиза подтвердила, что младшая дочь упокоилась вместе со своей семьей. Не было в общей могиле и 13-летнего Цесаревича.

Их нашли чуть позже, неподалеку, в отдельной яме, останки царевича и последней принцессы – Великой княгини Марии Романовой. Почему их похоронили отдельно? Была ли у них своя отдельная посмертная история? Или предсмертная, отличающаяся от официальной?

Я не хочу гадать. Не хочу вспоминать об аттракционе в виде изнасилования великих княжон, который якобы пообещал своим людям один из руководителей расстрела. Не хочу выдумывать и самый последний неудавшийся побег…

Но тот, случившийся столетие назад, адский, поспешный ночной расстрел, где не было никаких врачей чтоб констатировать смерть, и официально мертвые вдруг оживали, и штыки не могли пробить наполненные драгоценностями корсеты, и бриллианты сыпались из ран вместо крови -  оставил после себя много секретов и тайн.

Включая и последнюю тайну Великой княгини Марии Маши, славянкой красавицы, с пухлыми губами, румяными щеками и круглыми светлыми глазами, самой добродушной и женственной из четырёх сестер, мечтающей, по свидетельству современников, лишь об одном – о любви, о муже и множестве детей. Еще в детстве Маша огорошила родных заявлением, что мечтает выйти замуж за простого солдата. Уже во время ссылки царской семьи 19-летнюю Машу застукали на свидании с одним из охранников Иваном Скороходовым. Случилось это за месяц до ее смерти… Эта вечная девичья неистребимая надежда на любовь и чудо, при любых обстоятельствах, во все времена!

Но, в отличии от "солдата Чайковского", ставшего частью легенды о спасенной Анастасии, Машин солдат не спас ее.

Хорошенькая как куколка в детстве, с возрастом Великая княгиня Мария стала настоящей красавицей