Он был удачлив в бизнесе, несчастен в любви, но любил Город Киев и делал ему подарки.
История "Шоколадного домика" для меня неразрывно связана с моей юностью. Именно он стал моим самым первым официальным местом работы.
Получив профессию "лепщик-модельщик архитектурных деталей", поступив на работу в реставрационные мастерские, в свои 17 лет я оказалась в числе молодых реставраторов, пытавшихся спасти из небытия легендарный дом.
18-летие отмечала уже в "Шоколадке". Работала не только в ее стенах, но и под ее потолком. Помню, как у меня на глазах под слоем краски в византийском зале на потолке вдруг открылись прекрасные цветы… Помню, увы, как у меня на глазах увезли в неизвестном направлении превосходный паркет из настоящего красного дерева, сохранившийся, возможно, еще со времен первых владельцев. Помню, как с помощью специального раствора и стека снимала слои краски с толстеньких амурчиков на знаменитом зеркале в главном зале, полировала им пухлые ножки.
Особенно меня умиляла мысль, что в этом зале с зеркалом, где нынче порхаю под потолком я, расписывались мои родители… И не только они!
"Мои родители после бракосочетания в "Шоколадке", и я на той же самой ступеньке 18 лет спустя"
Старшее поколение еще помнит "Шоколадный домик" как главный, самый престижный и красивый Дворец Бракосочетания Киева. (И наверняка из старых семейных свадебных фото киевлян можно составить целый альбом о жизни "Шоколадки"). В 1960-1980 гг. домик исполнял эту роль куда лучше, чем не слишком любимый горожанами "бермудский треугольник" центрального ЗАГСа на проспекте Победы. И по моему скромному субъективному мнению роль "Дома Любви" подходила "Шоколадке" даже лучше, чем нынешняя – "дома творчества".
Мои читатели знают дом по романтической, хотя и полностью придуманной мною для книги "Киевские ведьмы. Принцесса Греза" истории тайной любви Сары Бернар и Семена Могилевцева.
А вот среднестатистические горожане уже знают дом плоховато. Реставрация в его стенах продолжалась почти 30 лет. И даже имя домика "Шоколадный", или попросту – "Шоколадка", звучало для большинства непонятно. Дом, получивший свое имя за вкусный шоколадный цвет стен, много лет стоял выцветшим, вылинявшим, и мало ассоциировался с какой-нибудь сладостью.
И все же дом отказался разделить судьбу многих исторических киевских зданий, пустующих десятилетиями, вечно реставрируемых или разрушающихся. "Шоколадный домик" наотрез отказался умирать, пропадать зазря! Видимо, дух первого владельца дома, предпринимателя и миллионера, жил в его стенах. Не взирая на незавершенный ремонт, домик начал сам зарабатывать деньги на свою реставрацию и вести активную светскую жизнь: принимать гостей, выставки, ярмарки, мероприятия. А заодно обзавелся и новым официальным статусом филиала Музея русского искусства.
Перед написанием данной статьи я специально заглянула на Шелковичную 17, узнать как у "Шоколадки" дела.
Оказалось – превосходно. Просто прекрасно!
Реставрационные работы почти завершились, остался лишь балкон на фасаде, потолок и стена с зеркалом на лестнице, да медальоны в главном зале. Отреставрировали и открыли еще две комнаты. Вернулась великолепная оригинальная мебель, водившая личное знакомство с самым первым хозяином "Шоколадного домика".
Первым владельцем "Шоколадки" был Семен Семенович Могилевцев, купец, лесопромышленник, гласный Городской думы (читай – депутат), миллионщик и щедрый благотворитель. Один из представителей той далекой дореволюционной эпохи, когда миллионеры были добрыми, бесконечно любили прекрасный град Киев и делали ему бескорыстные подарки – просто так, по любви. Такими подарками богатого купца Могилевцева стали две больницы, более двухсот экспонатов для Городского музея и возведенный на его средства (полмиллиона рублей!) педагогический музей цесаревича Алексея, известный нынче как Дом Учителя. Еще одним оригинальным даром Семена Семеновича было " чудо современной техники" – электрическое освещение поднятого над Днепром креста на памятнике князя Владимира. С 1895 года крест, воспетый позже в романе Булгакова "Белая гвардия", был виден не только днем, но и ночью:
"…сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь в Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил над темными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста"
Во времена Независимости на кресте вновь появились электрические лампочки, но не так давно их убрали – и зря. "Электрификация князя Владимира", состоявшаяся куда раньше ленинской, безусловно, могла считаться одной из киевских достопримечательностей – того передового и преуспевающего Киева конца XIX – начала XIX , который был первым или одним из первых во всем. Первым в империи запустил электрический трамвай, вторым в империи – фуникулер, и в числе первых познал прелести железнодорожный путей сообщения.
Семен Могилевцев даже не был киевлянином. Приехав в Киев из Брянска, он построил здесь первую в Городе паровую лесопилку, а вскоре решил завести и собственный дом. Двухэтажный особняк в стиле флорентийских палаццо рождался на заре нового века – в 1899-1901 гг. Фасад был украшен лепниной – львиными мордами и кадуцеями, (крылатые змеиные жезлы бога торговли Меркурия намекали, что здесь проживает купец 1-й гильдии).
Могилевцев обитал в "Шоколадном домике" до конца своих дней и умер на редкость вовремя –1917 года, всего за два месяца до рокового поворота "красного колеса", до того как увидел, как "город прекрасный, город счастливый" окунется во тьму, а его мебель, картины и обширную библиотеку из книг по искусству разворуют или попросту кинут в печку.
"Момент ухода Могилевцева в 1917 и его последней встречи с Прекрасной Дамой запечатлен в студенческом фильме Ольги Марченко "Киевицы" (по повести "Принцесса Греза"), съемки которого проходили в "Шоколадке"
Все остальное – уже легенды "Шоколадки". Считается, что дом Могилевцев заказал своему приятелю, главному архитектору Владимиру Николаеву, но документальных подтверждений сему факту нет. При жизни Могилевцева, который, невзирая на все свое состояние и положение в обществе, жил и умер бобылем, ходили всевозможные слухи. Якобы он не женился оттого, что всю жизнь был влюблен в некую замужнюю женщину и построил "Шоколадку" для тайных встреч со своей дамой сердца.
"Сара Бернар в роли Принцессы Грезы"
Во времена реставрации на потолке зала в стиле модерн было найдено (свидетельницей этому я уже не была) изображение Сары Бернар в роли Принцессы Грезы, с афиши Альфонса Мухи. Это и дало мне повод придумать историю для книги "Принцесса Греза", где упомянутой женщиной оказалась легенда французского театра, божественная рыжеволосая Сара, гастролировавшая в Киеве. Но, нынешняя официальная версия гласит, что прекрасной дамой разбитого сердца Могилевцева стала некая Зинаида. В юности в нее были влюблены оба брата Могилевцева – старший Павел и младший Семен, но она предпочла первого, и стала его женой.
Также, возможно, легендой является и распоряжение постреволюционного обитателя "Шоколадного домика" Лазаря Кагановича, повелевшего выкрасить внутренние стены "Шоколадки" в глухой черный цвет. В любом случае есть у домика и свое темное прошлое – одно время дом принадлежал НКВД, еще раньше в нем обитал будущий создатель Одесского ЧК Христиан Раковский. А кабы дом был живой, его стены и сами могли почернеть от горя, особенно, памятуя о судьбе других его обитателей, ученых. В том числе и Николая Макаренко, единственного известного историка, отказавшегося подписать решение о сносе Михайловского монастыря, пытавшегося спасти святую Софию Киевскую, арестованного и расстрелянного. (Его памяти я и посвятила свою "Принцессу Грезу").
И, наконец, последняя легенда, появившаяся уже во времена существования ЗАГСА – о волшебном зеркале в зале бракосочетаний. У молодоженов существовало поверье: чтобы брак был счастливым, нужно заглянуть вместе в зеркало в белом зале.
На данный момент "Шоколадный домик" – одно из самых прекрасных дореволюционных зданий Города Киева, открытых для посещения. Пять залов на втором этаже оформлены в разных исторических стилях и поражают своей красотой. Охряно-золотой мавританский зал, столовая в стиле ренессанс, парадный белый зал в стиле барокко, будуар в стиле модерн с двумя витражными окнами и выполненный в византийском (неорусском) стиле расписной кабинет с дивными резными подоконниками.
В свое время дом проектировали вместе с мебелью. "По воспоминаниям художника-киевлянина Георгия Малакова, еще в 1940 г. "японскую" (видимо, мавритинскую?) комнату особняка украшали шелковый абажур большой лампы и мягкая мебель, обтянутая шелком, вышитым характерными японскими цаплями и карпами. В кабинете поражал воображение чернильный прибор на огромном столе. А в столовой – черный буфет в готическом стиле, с резьбой на дверцах на тему "избиения младенцев"" (О.Друк, Д.Малаков "Особняки Киева").
Не так давно блудная мебель "шоколадки", долгое время пребывавшая в киевском театральном музее, вернулась домой – стол и стулья, и кресла в форме характерных звезд Давида, повторяющие такие же восьмиконечные звезды на потолке мавританского зала. Массивный буфет, стоявший некогда в столовой, где для него была сделана специальная ниша, благополучно встал в нее по возвращению. А вот "сцены избиения младенцев" оказались при ближайшем рассмотрении резьбой по мотивам гравюр Доре на иные библейские темы – "Суд Соломона", "Царица Есфирь", "Смерть Авимелеха" и т.д.
В кабинете первого владельца дома, Семена Могилевцева теперь снова стоит его громоздкий черный письменный стол. А еще не так давно обнаружили старые фото византийского зала и узнали, что во времена Могилевцева потолок кабинета украшали десять картин Светославского со сценами из романа "Князь Серебряный". Сейчас все они хранятся в Национальном художественном музее Украины и "Шоколадка" надеется вернуть их и поставить на законные места…
Дабы стать в скором времени еще красивей!
Из будущей книги "Неизвестный Киев". Ждите в конце сентября!