А если Барна на Саакашвили полезет, то кто кого поборет?

14 декабря 2015, 16:36

Все сошлись на том, что непарламентская выходка депутата фракции БПП Олега Барны в пятницу, 11 декабря, затмила собой выступление премьер-министра Арсения Яценюка. И много еще чего другого затмила в политикуме, сделав ненужной, например, дискуссию, считать ли это выступление состоявшимся отчетом правительства в Верховной Раде или только лишь недосказанной речью премьера с парламентской трибуны? Возникла трехдневная пауза, во время которой политики, объединив усилия и безо всяких дискуссий, единодушно восстанавливали политическую культуру – с публичными извинениями, сожалениями, оргвыводами и возвращением к непонятно куда спрятанному до этого ценностному ряду.

Если в понятийном смысле обобщать их усилия, то на утро понедельника, извиняясь друг перед другом за Барну, они неожиданно для самих себя оживили коалицию и продлили мандат доверия правительству. После чего уткнулись в закономерный вопрос, что с этим внезапно обретенным миром и согласием делать дальше, поскольку планы-то были совсем другие. И непарламентскую выходку, их сорвавшую, уж точно нельзя назвать неожиданной.

Объяснения Олега Барны, опубликованные им в Facebook утром следующего дня, к сожалению, благополучно потонули в потоке медийных извинений от его соратников, несмотря на то, что и эти слова, и сама персона требуют как минимум изучения. В 6 утра субботы Барна обратился к украинскому народу, позиционируя себя как "воинственный интеллигент":  "Тепер інтелігентність має бути войовнича, бо щоб перемогти зло, мало бути освіченим і мудрим, потрібно ще й діяти і боротися з ним". Свои же действия направил непосредственно на суд истории.

С точки зрения биографии Барны, если изучать ее по украинскому сегменту "Википедии", ничего противоречащего его жизненным взглядам и принципам в минувшую пятницу он не вытворил. Очень рекомендую, особенно для чтения в плутарховском режиме "Сравнительного жизнеописания", с другими политиками. Некоторые эпизоды этой биографии заслуживают буквального цитирования, просто по контрасту со сложившимся восприятием политической культуры. Например, Барна "у 1999 році створив Білобожницьку правозахисну групу (!), в якій об'єднав жителів семи навколишніх сіл (!!) проти відключення електроенергії населенню (!!!) та для захисту страйкарів від переслідування правоохоронними органами". А "у 2004 році, перекриваючи дорогу та зупинивши потяг "Москва-Софія", через Верховний Суд України довів протиправність скасування комунальних послуг сільським вчителям (...)".

Когда у политика общенационального уровня в бэкграунде есть правозащитники, отстаивающие права на свет, и пассажиры ни в чем не повинной (во всяком случае, в 2004 году) "Москвы-Софии", потерпевшие за "коммуналку" сельским учителям, какие вообще к нему могут быть вопросы? У него своя правда и эта правда из того мира, который не имеет ничего общего с миром украинской политики. Собственно, и личная мотивация выходки, описанная им в Facebook, и его главная претензия сводится к одному слову. Оно вас удивит. Это слово "брехня".

Абсолютно неважно, кто бы мог стоять перед Барной на парламентской трибуне – ни с одним из тех, кто мог бы на ней стоять, договориться бы ему всё равно не получилось. Уж слишком разные у них миры. Но строителям новой власти важно понимать, что отрицать существование мира Барны нельзя и что надо искать способ его понять и искать формы интеграции в политическую культуру, позволяющие пресловутым воинственным интеллигентам принимать участие в диалоге, а не скатываться в бытовое насилие.

К сожалению, строящаяся политическая культура на сегодня подразумевает использование таких персонажей вовсе не в статусе равных собеседников. Проще говоря, старшие товарищи их провоцируют и ведут, иногда против их собственной воли. И в этом смысле понятно, что политическую ответственность за свою пятничную выходку должен нести не Олег Барна, для которого это был поступок и, вероятно, то, чем он сам будет гордится до конца своих дней.

Вернемся к утверждению, что выходка-то не была неожиданной. Хотя бы потому, что начиная с 26 ноября депутат Олег Барна публично собирал подписи за отставку Арсения Яценюка с должности премьер-министра и был медийным фронтменом данного процесса от БПП в парламенте. Он честно собрал 72 подписи из необходимых 150 (отмечаем этот факт ровно для того, чтобы когда в очередной раз начнутся разговоры о недоверии правительству, проверить, будут ли подписи собирать сначала или подпишутся под списком Барны). А в ночь с четверга на пятницу – легенда поменялась и намерения поменялись вместе с ней. Дальше произошло то, что произошло.

Итак, кто использовал Барну? Против его воли, но все же, кто использовал Барну? Это важный ответ, необходимый сегодня не меньше, чем ответ о судьбе правительства, потому что это ценностный ответ, а именно недопонимание ценностей и культуры взаимодействия мешает стране сегодня двигаться дальше. Где искать, правда, непонятно.

В Facebook у Барны нет. Ну, не предполагать же в самом деле, что накрутил его Михаил Саакашвили на шоу Савика Шустера за несколько дней до начала сбора подписей за отставку премьер-министра?



"Приємна зустріч з однодумцями! Разом подолаємо корупцію та збудуємо нову Україну!", написал Олег Барна в подписи под этой фотографией, опубликованной 23 ноября. Вероятно, если когда-либо Михаил Саакашвили окажется на трибуне в качестве главы украинского правительства, Барна скажет ему что-то совсем другое. Но потом и его подхватит на руки.