К концу года украинцы потеряют 30% зарплаты

22 мая 2015, 08:28

Прогнозы – вещь неблагодарная, но крайне необходимая для понимания, как распланировать жизнь стране в целом и каждой отдельной семье в частности.

Реклама

Прошлый год был небывало тяжелым для Украины. Смена власти, аннексия Крыма, вооруженный конфликт на Востоке не могли не сказаться на результатах работы отечественной экономики: ВВП по результатам 2014 года сократился на 6,8%, промышленное производство – на 10,7%, строительство – на 21,7%, розничная торговля – на 8,6%. Единственный сектор, который выстоял – сельское хозяйство. Просели социальные показатели.

Реальный ВВП откатился до уровня 2006 года, и Украина стала единственной страной СНГ, не вернувшейся к докризисным показателям 2008 года.

ВВП на душу населения составил $3070 – всего 9% от среднего показателя всех 28 стран ЕС. Разрыв с соседними странами увеличивается. Доход на одного гражданина в Украине составляет 21,4% от польского показателя (год назад было 23%) и 30% от румынского (было 39%).

Реклама

Ситуация усугубилась и ростом теневого сектора экономики, который достиг отметки в 42% ВВП. Показатель угрожающий, он прямо влияет на доходы бюджета, а соответственно – на возможность государства поддерживать промышленность и сельское хозяйство, финансировать социальную инфраструктуру.


Начало 2015 года, к сожалению, продолжило, а по некоторым параметрам и углубило прошлогодние негативные тенденции. Помимо ускорения темпов падения ВВП, промышленного производства, строительной и транспортной отрасли, негативную динамику показали даже аграрии, еще пару месяцев назад показывавшими позитивные результаты.

Реклама

Начало года сопровождалось новым раундом обвальной девальвации, а инфляция в мае (по сравнению с аналогичным месяцем 2014 г.) достигла 60,9%, напомнив своими параметрами и тенденциями середину 90-х годов прошлого столетия. Мы продолжаем двигаться по третьему, наиболее пессимистическому прогнозному сценарию правительства, и скорее всего, выход из рецессии, ожидавшийся в последней четверти 2015 года, придется отложить на следующий год.

Хотелось бы выделить ключевые факторы и риски, влияющие на ситуацию в стране в целом, и в экономике в частности.

     1. Ключевым, безусловно, является продолжение, а в худшем случае эскалация конфликта на Востоке.

Все помнят, что после достижения первых минских договоренностей наступил некоторый спад в военной активности, и забрезжила надежда, что скорый мир даст импульс к улучшению экономической ситуации. К сожалению, этого не произошло: в конце 2014 г. конфликт обострился, а в январе–феврале 2015 г. вошел в фазу активного вооруженного противостояния.

Договоренностями "Минск-2" градус столкновений был снижен, однако полностью они не выполняются. Политический компромисс не достигнут, ситуация остается крайне напряженной. Поэтому со всей серьезностью нужно воспринимать слова Петра Порошенко и Арсения Яценюка об "очень высокой" вероятности возобновления полномасштабных боевых действий.

     2. Еще один якорь, препятствующий восстановлению экономики – недостаточные темпы реформ.

Все понимают, что поменять страну, продолжающую во многом жить по пост-советским стандартам, имеющую отсталые энергоемкие технологии, выпускающую недостаточно конкурентоспособную продукцию, ни за пять минут, ни за два месяца невозможно. Однако вставшие перед страной вызовы не оставляют Украине никакого другого варианта, как существенное ускорение темпов реформ, направленное на кардинальное улучшение бизнес-климата и значительный прирост инвестиций.

     3. Как риск стоит оценивать и возможные проблемы в реализации программы МВФ.

Эта программа крайне важна для страны не только как источник средств, позволяющий более-менее не допускать серьезных девальвационных скачков, но и как сигнал для частных инвесторов. К сожалению, пока не удалось достичь договоренности о реструктуризации обязательств перед частными держателями украинского госдолга, что является одной из необходимостей для получения следующего транша финансирования от МВФ. Не исключено, что в ходе реструктуризации будет принято половинчатое решение, которое позволит Украине сэкономить не $15,5 млрд, а $7-8 млрд, но даст избежать дефолта, отодвинув этот вопрос минимум на год-два.

     4. Еще один вызов – превышающая все прогнозы спиралевидная инфляция.

На фоне давления административных тарифов и девальвационных ожиданий инфляционные риски будут оставаться высокими на протяжении всего года, а это, несет угрозу вымывания доходов населения и бизнеса, снижения потребительского и инвестиционного спроса в экономике.

Среди прочих факторов, влияющих на ситуацию в экономике:

  • рецессия в РФ и слабый рост в ЕС – главных торговых партнерах Украины. Это будет сдерживать восстановление экспорта и приток валютной выручки;
  • потеря традиционных рынков сбыта, не компенсированная на других рынках (ЕС, Азия, Африка, Латинская Америка);
  • сложная ситуация в банковской системе (признание неплатежеспособными уже полусотни украинских банков, увеличение общей убыточности банков с 53 до 80,9 млрд грн).

Экономический спад несет в себе и риски ухудшения уровня жизни и социальной ситуации в стране. Снижение деловой активности сопровождается ростом безработицы, которая может увеличиться с 9,7% в 2014 году до 11,5-15% в 2015 году.  Еще один неблагоприятный фактор – падение реальных зарплат и пенсий: даже ожидаемая в начале декабря 2015 года индексация, по сути, полностью "растворится в инфляции". Растут и долги по зарплате – только за I квартал они увеличились на 22,5% и превысили 1,6 млрд. грн.

На фоне падения реальных доходов и стремительного роста расходов населения на услуги ЖКХ есть риск, что "мандат на реформы" от населения будет уменьшаться, что усложнит их проведение, и заставит реформаторов действовать не решительно и быстро, как того требует ситуация, а с постоянной "оглядкой на реакцию".


Суммируя, к концу года стоит ожидать падения ВВП на 10-11%, сопровождающегося 50-60% инфляцией, 25-30% уменьшением реальных заработных плат.

Для стабилизации экономической ситуации в 2015 г., помимо достижения более устойчивого мира на Донбассе, необходимо:

  • завершить расчистку банковского рынка от неплатежеспособных банков;
  • успешно реструктурировать госдолг;
  • проводить более независимую антиинфляционную политику;
  • не допускать новых раундов неконтролируемой девальвации.

Потребуются также целенаправленные меры правительства по поддержке географической и продуктовой диверсификации экспорта. Желательным было бы и удержание уровня безработицы по методологии МОП в пределах 11-14%, и обеспечение прироста прямых иностранных инвестиций как минимум на $1 млрд, что будет требовать активизации реформ по улучшению бизнес-климата.

Все вместе это позволит заложить основы для выведения Украины из рецессии в 2016 году.