Азартные игры или Мир танков?

16 марта 2016, 08:30

Базовой ценностью зрелого общества является признание и уважение индивидуальных прав и свобод его членов, в том числе на развлечения и времяпровождение по индивидуальному выбору в рамках закона. Это право было грубо отнято у украинского общества в 2009г., когда запрет на игорный бизнес в Украине заставил миллионы игроков искать формы игрового развлечения за пределами страны и фактически прекратил развитие динамичной отрасли.

Никакие популистские заявления о "социальном пороке" азартных игр не могут скрыть грубого нарушения прав миллионов украинцев на осознанный выбор. Украинское общество должно осознать, что защитить себя от социального вреда (если таковой имеется) может только сообщество ответственных людей – и именно такая ответственность предполагает свободный выбор человека и право на развлечения. Понятно, что развлечения (entertainment) должны иметь разумные границы – однако таковые должны устанавливаться через законодательное регулирование, а не тотальный запрет якобы от имени общества.

Реклама

На сегодняшний день, игорная индустрия стала частью глобальной индустрии игровых развлечений. Запрещенные в Украине азартные игры ничем в принципе не отличаются от современных компьютерных и социальных игр. И там, и здесь присутствует азарт, возможность выигрыша и денежные ставки. Например, одна из наиболее популярных в Украине интерактивных компьютерных игр "Мир танков" (World of tanks, создана компанией Wargaming) предполагает возможности по покупке дополнительного снаряжения / боеприпасов / вариантов за денежные средства для достижения преимущества над соперниками и последующего выигрыша. Этой возможностью пользуются очень многие участники этой игры; как результат, за последние три года компания-создатель игры увеличила глобальные продажи в более чем 4 раза (до ~400 млн. Евро в год). 

Позвольте спросить у поборников запрета азартных игр в Украине: вы считаете, что эту компьютерную игру тоже необходимо запретить? – ведь в нее вовлечены, по экспертным оценкам, от 2 до 3-х миллионов человек в Украине! Продолжая ханжескую логику запретов, необходимо также "запретить" Интернет и ввести обязательное лицензирование медийного контента во всех формах.

Одной из основных особенностей игорного бизнеса является его способность стимулировать экономическую активность и в короткие сроки регенерировать инфраструктуру отставших регионов. Украина, как никакая другая страна, нуждается в быстрых источниках внутреннего восстановления. Игорный бизнес способен обеспечить не только прямые бюджетные поступления, но и развитие сопутствующей инфраструктуры – современных зданий, ландшафтного дизайна, парков и безопасных мест развлечений. 

Реклама

Кроме того, игорный бизнес представляет собой устойчивый источник поступлений в бюджет. Налоги и лицензионные поступления от игорного бизнеса не зависят от колебаний курсов валют, конъюнктуры мирового рынка или погоды. Именно поэтому единственным последовательным союзником и инициатором легализации игорного бизнеса в Украине является Министерство финансов – так как именно это министерство законодательно отвечает за практическое, а не абстрактное благосостояние украинского общества. Эта ситуация типична для любой страны, где произошла легализация азартных игр. 

Почему же легализация игорного бизнеса до сих пор не произошла в Украине?

Тому есть несколько причин.

Реклама

Во-первых, возможные бюджетные доходы от легализации игорного бизнеса (по различным оценкам и сценариям, от 5 до 10 млрд. Гривен) являются малозначимыми в общей доходной базе бюджета (595 млрд. Гривен) и легко перекрываются бюджетными маневрами за счет других источников – например, через увеличение акцизов или общее расширение налоговой базы. Именно относительно малая бюджетная значимость позволяет украинским парламентариям раз за разом с удобством игнорировать интересы индивидуальных игроков и игорной индустрии и. Это произошло в 2014 и 2015 годах в начале бюджетного процесса, когда инициативы Кабинета Министров включить соответствующие законопроекты в повестку дня Верховной Рады были просто проигнорированы. Для сравнения, индустрии алкогольных напитков и табачных изделий, бюджетный вклад которых ежегодно исчисляется десятками миллиардов гривен, проигнорированы быть не могут в принципе – именно отсюда проистекает уважительное отношение Верховной Рады к этим отраслям.

Во-вторых, социальная незрелость украинского социума породила политическую демонизацию игорной индустрии в Украине. На протяжении последних нескольких лет, медиа-пространство заполнено мрачными прогнозами социальных последствий игорного бизнеса, политическими комментариями о грядущем разрушении общества в случае легализации игорного бизнеса и популистскими заклинаниями "остановить порок" и "предотвратить святотатство". Рациональность дискуссии в этой какофонии исчезла. Даже разумные политики, признающие законность интересов игроков и бюджетную важность игорной индустрии, вынуждены сохранять нейтральную позицию для сохранения своего персонального рейтинга среди избирателей. Неоднократные попытки исполнительной власти (Кабмина и Минфина Украины) провести соответствующие законы о легализации разбиваются о коллективное нежелание корпуса депутатов Верховной Рады лидировать в формировании общественного мнения и принимать рациональные решения по политически "трудному" вопросу.

В-третьих, игорная индустрия Украины (термин условный) разъединена по узким интересам и не имеет намерений объединять усилия для легализации. Для того чтобы понять, почему это происходит, необходимо напомнить читателям укрупненную структуру игорной индустрии с соответствующим юридическим статусом в Украине:

  • казино (и игральные автоматы или "слоты") – законодательно запрещены с 2009г.
  • лотереи – законодательные основы деятельности иссякли в 2013-2014гг.
  • букмекеры – законодательно запрещены с 2009г.

Лотерейный бизнес в Украине традиционно является частным (термин "государственные лотереи" ничего общего с государством в Украине не имеет), крупнейшим из 3-х вышеуказанных игорных сегментов и представлен тремя операторами – МСЛ, Патриот и УНЛ. С учетом антироссийский санкций, наложенных на МСЛ и Патриот, единственным "законным" оператором на рынке является УНЛ – при этом МСЛ и Патриот также продолжают свою деятельность! Поэтому лотерейный сегмент игорного бизнеса можно охарактеризовать как частную олигополию, где три существующих игрока полностью контролируют рынок и где статус-кво всех устраивает. Более того, имеются все признаки того, что олигополия стремится к монополии одного оператора – УНЛ – через использование антироссийских санкций как конкурентного оружия против МСЛ и Патриот и вторжения УНЛ в сферу букмекерского бизнеса через "спортивные" лотереи Фаворит. Объединяться с операторами казино и букмекерами для легализации лотерейные компании не будут ни при каких обстоятельствах – поскольку, по мнению лотерейных компаний, их бизнес в Украине уже давно законен и легален.

Другими словами, отсутствие сплоченного рынка азартных игр, "страшилки", специально или по незнанию распространяемые депутатами и теми, кто не заинтересован в легализации игорного бизнеса, и недостаточная "аппетитность" сектора азартных игр с точки зрения бюджетных поступлений – три ключевые причины, почему этот сектор в Украине до сих пор не легализирован.  Украинские политики, со своей стороны, должны найти в себе силы и стать лидерами в дискуссии о легализации азартных игр, которую общество сможет понять и принять. Ведь именно для этого – лидерства в сложных общественных проблемах – избираются политики.