Черные пятна на карте Киева

11 января 2019, 08:24

Избавиться от позорных черных пятен не сложно. Фактически, нужна политическая воля городского руководства.

Вскоре после выхода моей колонки Киев не резиновый от 29 ноября 2018 года, в которой я доказывал целесообразность создания Киевской агломерации, меня пригласил к себе пообщаться первый заместитель председателя Киевской городской госадминистрации Николай Поворозник, мой постоянный читатель. Мы оказались единомышленниками, поэтому спора о достоинствах или недостатках агломерации быть не могло, а вместо этого мы обсуждали проблемы и угрозы, которые стоят на пути ее создания. Меня порадовал взвешенный подход первого зама Кличко: даже ради красного словца он не обещает, что агломерация может быть создана за год-два, и отводит этому процессу лет десять. Я тоже так считаю.

Реклама

А потому возникает закономерный вопрос: если не в область (или, точнее, вместе с ее частью – пригородной зоной в составе столичной агломерации), то куда развиваться Киеву эти лет десять?

Ответ может быть только один: внутрь.

Предлагаю взглянуть на Схему организации промышленных и коммунально-складских территорий в составе действующего Генерального плана Киева до 2020 года.

Реклама

Он, этот Генплан, уже тысячу раз нарушен и в чем-то не выполнен (например, в том, что касается расширения в два раза границ Киева), а в чем-то перевыполнен (например, в строительстве жилья). Им давно никто не руководствуется. Но де-юре и, в основном, де-факто размеры пром- и складских территорий остаются неизменными.

Видите, сколько черного цвета на схеме? Разве так должно быть в столице? Почти девять процентов площади Киева занимают промышленные и складские территории. Более 10 тысяч предприятий в двух десятках промышленных районах и в ряде промзон. А еще гигантские заводы в самом центре, включая относящихся к первому классу экологической вредности.

Реклама

Тысячи заводских гектаров директора сдают в аренду, а деньги забирают себе. Что размещается на этих территориях? Вполне возможно, химикаты, оружие – да хоть атомная бомба. Этого не знает никто.

Это полностью противоречит объективным реалиям развития столиц цивилизованных стран. Да и Киев изначально, как подобает столице, не был промышленным. В 1934 году, вновь перенеся сюда столицу из Харькова, партия обязалась сделать из мещанско-купеческого Киева образцовый индустриальный центр. С тех пор Киев перестал развиваться как город для людей. Вместо публичного пространства, где мог бы реализовываться городской образ жизни, Киев только обезображивался зачастую экофобными, ресурсоемкими и техногенно опасными заводами. И, вдобавок к ним, жуткими спальными районами.

Большинство киевских низкотехнологичных предприятий не могут выпускать конкурентоспособную продукцию, их основные производственные фонды безнадежно устарели и изношены, а территории перегружены отходами и вредными веществами. Многотысячных коллективов на них давно нет.

Столичные функции требуют определенных общественных пространств и соответствующего развития инфраструктуры. Современный город уже нигде в мире не воспринимается сугубо как место концентрации расположенных в нем предприятий и административных учреждений. Промышленное производство больше не интересует ни одну столицу в мире, и Киев не должно интересовать в том числе.

У Киева должна быть другая миссия – стать одним из европейских центров развития науки, культуры, образования и международного туризма. Пора ограничить промышленные функции Киева, заместить физический труд умственным, развивать "сервисную экономику" и интеллектоемкие виды деятельности. А самое главное – избавиться от экологически опасных производств и складов. Ликвидировать, вынести подальше за город. Кстати, любой инвестор понимает, что если есть смысл развивать предприятие, то за пределами города аренда земли намного дешевле, а экологи, санэпидемслужба, пожарники – подальше.

Вместо вот этих черных пятен, особенно в центре и прилегающих к нему районах, без какого-либо уплотнения можно строить не только жилье, но и офисы в кварталах, магазины, кофейни, спортзалы и даже детские садики на первых этажах, а рядом скверы и кинотеатры. Так уже пытаются поступать.

Например, год назад Киеврада утвердила проект детального плана территории (ДПТ), где расположен неработающий уже более 10 лет мотозавод. Взгляните на фотофиксацию существующего состояния этой промышленной зоны , которая на схеме из Генплана обозначена под номером 5.

И это в центральном районе столицы. Жутковато, да?

Там в позапрошлом году построили инновационный парк, который пытаются сделать центром современных IT-технологий, а затем в ДПТ "переосмыслили" всю площадь завода и прилегающие кварталы. Без их уплотнения, потому что новые стройки запланированы на заброшенной заводской территории. Зато с санацией хрущевок и сталинок, то есть с их капитальным ремонтом и утеплением. Застройка предложена квартальная, а во всех новых домах запланированы паркинги. В первых этажах жилых зданий – магазины, кафе, аптеки, предприятия связи, бытового обслуживания, офисы, библиотеки, три амбулатории с кабинетами семейного врача и т.д.

Но этот проект, а также целый ряд других, предусматривающих "новую жизнь" запущенных промзон, оспариваются в судах, поскольку они противоречат действующему Генплану.

Черные пятна должны оставаться черным. Это, с точки зрения закона, правильно: детальные планы, согласно Закону "О регулировании градостроительной деятельности", должны уточнять, а не изменять Генплан.

Вывод напрашивается очевидный: менять нужно сам Генплан на такой, который будет отвечать современным требованиям к градостроительству, особенно в столичных городах.