Что изменилось после Майдана: бизнес, вроде бы, слышат, но наглые чиновники и маразматичные нормы остались

18 августа 2015, 08:15

Меня часто спрашивают: изменилось ли что-то в отношениях бизнеса и власти после Майдана? Государство хоть чем-то вам помогает, или по-прежнему только мешает? Насчет "помогает" – я бы воздержался от комментариев. Собственно, мы и не ожидали, что за год-полтора произойдет чудо. И помощи мы ни от кого не ждем, не приучены. Не сильно мешают – и на том спасибо. Да, есть какие-то правильные решения – например, мораторий на бесконечные проверки санэпидемстанций и иже с ними. Но есть и вопиющие случаи в стиле 90-ых. Когда чиновники на локальном уровне действуют агрессивно, нагло, с ощущением полной безнаказанности. Скажем, требуют денег за официально оформленную летнюю площадку – иначе, мол, закроем. Не могу сказать, что таких случаев стало больше, но они, к сожалению, есть.

Реклама

Пожалуй, в первую очередь, изменились мы сами. Стали воспринимать государство как больного, за выздоровление которого мы все вместе должны бороться. Вижу по себе, по своим друзьям и коллегам, – мы стали более активны, участвуем в различных реформаторских проектах, рабочих группах, готовим какие-то предложения. Появилось ощущение, что от нас что-то зависит, что существующие правила игры можно изменить. И власти, вроде бы, начали нас слушать, начали задавать правильные вопросы. Это уже хорошо – диалог зарождается. Сегодня при желании можно дойти до министра – высказаться, предложить свое решение. Но потом начинаются круги ада – бюрократическая система очень тяжеловесная, "маховик" раскручивается очень медленно. Все, вроде бы, все понимают, на все согласны, но реальных действий не происходит…

Что может сделать государство, чтобы облегчить жизнь бизнесу? Могу перечислить то, что касается нашей отрасли.

Реформа импортного законодательства. Очевидно, что для ресторанов японской кухни это очень важно. У "Сушии" собственная система импорта – мы вынуждены этим заниматься, потому что иначе выжить сложно. И для нас, конечно, очень важно установление простых и прозрачных правил ввоза продуктов. Ведь многие нормы, которые действуют сегодня, просто маразматичны. Например, ввозимые продукты оценивается по цене, внесенной в базу таможенника. Мы приходим с реальным инвойсом, показываем цену, которую заплатили за продукт, но если в базе цена выше, то продукт растамаживают по более высокой цене. И тут, к сожалению, никаких сдвигов не происходит. Да, кто-то где-то останавливает контрабанду. Но это отдельные случаи, отдельные области. Нас же интересуют изменения в правовом поле. Нужна прозрачность, нужна правильно выстроенная логистика, все процессы должны быть максимально упрощены. Ничего сложного в этом нет – это же просто процессы и процедуры. В Грузии растаможка машины занимает за 3-4 часа. Можно взять схему другого государства, нанять консультантов и внедрить все чуть ли не с завтрашнего дня.

Реклама

Плюс необходимо ликвидировать 10% таможенный сбор на импорт. Эта дополнительная нагрузка сегодня для бизнеса неподъемна и приводит к сокращению целых категорий импорта. Я имею в виду легальный импорт. При этом количество контрабанды, с которой все героически борются, за последние полгода возросло в разы.

Реструктуризация регулирующих органов. Во всем цивилизованном мире санэпидемстанция, пожарная охрана, МЧС и подобные госорганы выполняют консультативную, экспертную функцию. Никак не карательную, как у нас! Необходимо поменять философию их деятельности – концептуально, как в случае новой полиции. Туда должны прийти другие люди с другим подходом. Сотрудники этих служб должны быть квалифицированными эксперты, которые приходят в ресторан, смотрят, как построена работа, определяют "узкие места" и дают свои рекомендации. В случае, если владелец ресторана проигнорировал рекомендации специалистов, а потом что-то пошло не так и пострадали посетители – он несет полную ответственность. И сказать, что ему это будет дорого стоить, это ничего не сказать! Поэтому сам бизнесмен кровно заинтересован в том, чтобы учесть все замечания экспертов, лишний раз проконсультироваться с ними. Очевидно, что в результате выигрывает клиент, который получает безопасный и качественный продукт.

Либерализация налоговой политики. Да, какие-то изменения происходят, но, на мой взгляд, это несерьезно. Ввели электронный НДС счет. И что? Раньше сдавали документы в одной форме, теперь сдаем в другой. Была хорошая, вроде бы, идея – стимулировать вывод сотрудников из тени за счет 16% налога на зарплату. Но по завершении года, все, кого "вывели из тени" должны будут заплатить уже не 16%, а 46%. Какой же это стимул? Наоборот люди еще больше "засунут голову в песок". Мы считаем, что сегодня, в условиях кризиса, налоговая нагрузка вместе с налогом на зарплату должна быть в районе 14-16% . Это будет действительно стимулировать бизнес выходить из тени, и государство будет получать в разы больше, чем сейчас. Ведь для многих уход в тень – это способ выживания. А существующие нормы рассчитаны, разве что, на здоровый бизнес, работающий в хороших макроэкономических условиях. Никак не на бизнес, пытающийся выжить в той ситуации, которая сложилась в экономике сейчас.