Что такое мирный план для Украины

15 июня 2018, 08:15

Возвращение временно оккупированных территорий Донбасса и Крыма должно стать главнейшим приоритетом внутренней и внешней политики Украины, так как эти вопросы затрагивают саму суть деятельности нашей государственности, ее суверенитет и территориальную целостность – а что может быть важнее сохранения самой природы существования любой страны. Понятно, что формула возвращения временно оккупированных территорий должна быть следующей – начинаем с Донбасса и заканчиваем Крымом. Это не только логика возвращения временно оккупированных Россией территорий по шагам в обратном направлении, но и по сложности выполнения задач по реинтеграции. Залогом успешного решения этих двух чрезвычайно важных и сложных заданий должны стать, с одной стороны, взвешенная наступательная внешняя политика нашего государства при поддержке, прежде всего, передовых демократических стран – США, Франции, Великобритании, Германии, Канады, международных организаций (ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Европейский Союз), и такого важнейшего фактора европейской и мировой политики безопасности как НАТО, а с другой стороны консолидированная и объединяющая все общество внутренняя политика, направленная на укрепление обороноспособности и успешную реализацию проектов социально-экономического развития.

Что касается внешнеполитических факторов, то не все зависит от наших желаний. При этом внутренние экономические преобразования и мероприятия в сфере обороны и безопасности являются исключительно зоной ответственности и компетенции украинской политической элиты, которая должна сделать шаги в правильном направлении для обеспечения экономического роста нашего государства и повышения социальных стандартов жизни его населения.

Реклама

Становится абсолютно понятным – чем раньше мы проведем реинтеграцию временно оккупированных территорий, тем больше шансов у Украины стать успешной процветающей страной. Затягивание на длительный период этого процесса может только ухудшить перспективы или вообще сделать невозможным восстановление территориальной целостности, усложнить внутреннее экономическое и общественно-политическое развитие нашей страны, навредить объединительным тенденциям в украинском обществе.

Поэтому мирная реинтеграция Донбасса – это реальный путь возвращения временно оккупированных территорий на востоке страны. Понятно, что официальная Москва и ее марионетки в Донецке и Луганске не заинтересованы в таком плане. Лучшим вариантом для них было бы создать ситуацию "замороженного конфликта" на десятилетия, как это было сделано в Приднестровье, Абхазии или Нагорном Карабахе. Москва также не против спровоцировать Киев на силовые действия, чтобы потом через 400-километровую неконтролированую границу ввести десятки тысяч спецназовцев без шевронов, продемонстрировав свои военные мышцы и на весь мир обвинив Украину в нарушении мирного урегулирования. Понятно, что, по большому счету, наша армия должна быть всегда готовой в критической ситуации (в случае форс-мажора) к силовому решению деоккупации Донбасса, но такой сценарий сопряжен с возможными огромными военно-политическими рисками и многочисленными потерями среди мирного населения. Еще лучший вариант для Москвы, если Украина сама откажется от временно оккупированных территорий по предложению ряда "патриотов", которые, сознательно или нет, играют на стороне Кремля. Непонятно только, как после этого мы будем требовать от наших международных партнеров поддержки в возвращении Крыма или продлении/усилении санкций против России.

Таким образом, есть очень много вариантов, которые ведут к проигрышу Украины на Донбассе, и практически один вариант, который приведет к выигрышу; он далеко не простой, с определенными компромиссами, что, в принципе, и характерно для мирных планов.

Реклама

Напомню, что успешную мирную реинтеграцию временно оккупированных территорий при помощи миротворцев и международной администрации удалось осуществить только в Хорватии. Больше ста других международных миссий не достигли своей цели, поэтому нам надо быть очень внимательными, делая шаги в направлении реинтеграции, опираясь на мирный план, потому что он является хорошей возможностью, но не гарантией. Таким мирным планом для Украины должны стать реализация Минских договоренностей и принятие Резолюции Совета Безопасности ООН о направлении на оккупированную часть Донбасса международной переходной администрации и контингента миротворцев для имплементации положений этих документов. При этом текст Резолюции СБ ООН должен быть хорошо подготовленным, обеспеченным необходимой поддержкой Постоянных членов Совета Безопасности, при этом Россия должна быть не против. Москва, конечно, захочет заложить в текст Резолюции своеобразные "мины замедленного действия", однако, если подготовить документ профессионально, исходя из выполнения Минских соглашений (которые, по сути, являются международной платформой мирной реинтеграции Донбасса), торпедировать его Кремлю будет очень тяжело. Однако и это не гарантирует, что в последнюю секунду РФ не воспользуется "правом вето". Поэтому целесообразно заблаговременно предупредить наших международных партнеров, что "вето" России означает срыв мирного урегулирования на Донбассе в короткой и средней перспективе. Тогда в этом случае, нам, возможно, необходимо настаивать на создании нового международного формата для рассмотрения вопроса деоккупации, только теперь уже Крыма, при участии всех государств-гарантов территориальной целостности Украины (практически это формат стран-подписантов Будапештского меморандума) с целью возвращения полуострова в конституционное поле Украины.

Наши союзники всегда настаивали на разделении рассмотрения вопросов по Донбассу и Крыму, но, в этом случае, при торпедировании Кремлем первого вопроса, мы переходим к решению второго, еще более важного для Украины и международного права – вопроса первой в истории после Второй мировой войны аннексии территории суверенного государства.    

Думаю, что такое предложение может сильно обеспокоить Кремль, для которого проблема возвращения Крыма – "Кощеево яйцо", вопрос жизни и смерти для правящей элиты. Это предложение как бы подталкивает Москву к решению, что вопрос реинтеграции Донбасса менее болезненный, чем международное обсуждение путей возвращения Крыма Украине. Но если даже в этом случае Путин после "ветирования" Резолюции СБ ООН о направлении миротворческой миссии и Переходной администрации на оккупированный Донбасс откажется обсуждать и вопрос аннексии Крыма, это может спровоцировать такую острую реакцию международного сообщества, что приведет к полному блокированию отношений с Россией и будет иметь для Москвы катастрофические последствия международного и экономического характера. А это уже для Кремля ситуация политического цугцванга (каждый последующий ход ухудшает существующую позицию). Так что у Украины есть перспективы мирно реинтегрировать временно оккупированные территории – нужно только показать дипломатическую мудрость и внутриполитическое единство в решении этих важных проблем. Сами по себе они не решатся.