Что такое риск и что такое безнадежность

19 ноября 2015, 08:35

Фото: Украинская правда

"Рискованная стратегия всегда лучше, чем безнадежная стратегия"

(с) Лешек Бальцерович

Реклама

Я где-то встретил эту цитату моего хорошего друга и реформатора Лешека Бальцеровича. Кто-то использовал эту фразу Лешека, чтобы оправдать свою критику в адрес налоговой реформы и проекта государственного бюджета, предложенных Натальей Яресько. Критики утверждают, что проект налоговой реформы, предложенный Министерством финансов, на самом деле реформой не является, так как он не достаточно рискованный. Основная причина столь острой критики – Министерство финансов продолжает настаивать на необходимости сохранения фискального нейтралитета новой налоговой системы. Иначе говоря, Министерство финансов не готово одобрить радикальное снижение налоговых ставок, которое, скорее всего, разрушит баланс в системе государственных финансов и приведет к новой волне неплатежеспособности государства, нестабильности национальной валюты, инфляции и т.п.

Я не теоретик, я практик – точно так же, как и Лешек Бальцерович. Я провел успешную налоговую реформу в своей родной Словакии и полагаю, что я способен увидеть разницу между рискованной, но, в то же время, обоснованной и взвешенной налоговой реформой и безответственным риском и популизмом.

Бесперспективная налоговая реформа – это реформа, которая никак не меняет существующую сложную, несбалансированную, неэффективную и несправедливую налоговую систему. Что касается реформы, предлагаемой Натальей Яресько, то она как раз нацелена на изменение существующей системы. Вместо 97 ставок для 4 основных налогов Минфин предлагает установить только одну ставку. Также Минфин стремится очистить систему от специальных налоговых режимов, льгот и скидок, которые являются благодатной почвой для уклонения от уплаты налогов и прочих злоупотреблений. Проект налоговой реформы Натальи Яресько предусматривает существенное снижение фискальной нагрузки на фонд оплаты труда (с 41% до 20%). Одним из самых значительных перекосов в существующей системе налогообложения являются широко распространенные злоупотребления упрощенной системой налогообложения, которая первоначально создавалась для малых предпринимателей. Сейчас ей активно пользуются большой бизнес и высокооплачиваемые работники. Яресько предлагает решение и для этой сферы. Представленная ею реформа предполагает реальные изменения – существующая усложненная, несбалансированная, неэффективная и несправедливая система налогообложения должна стать простой, нейтральной, сбалансированной, эффективной, более справедливой и должна основываться на принципах солидарности. Новая система налогообложения должна (при условии успешной реализации других реформ) способствовать ускорению экономического роста, росту инвестиций, созданию новых рабочих мест, улучшению качества государственных услуг. Она должна способствовать укреплению справедливости и солидарности. Утверждение, что эта реформа недостаточно рискованная и, следовательно, бесперспективная – просто нонсенс.

Реклама

Не знаю, почему, но в Украине фискально нейтральная реформа считается недостаточно радикальной, недостаточно либеральной и недостаточно рискованной. Это просто ерунда. Реформа системы налогообложения в Словакии, которую мы начали в 2004 г., считается одной из наиболее успешных, радикальных, либеральных и рискованных реформ в мире. В то же время, одним из важнейших условий для ее проведения была ее фискальная нейтральность в течение первого года реализации. Я категорически настаивал на этом условии, и это также основная причина, по которой только министр финансов, который отвечает за государственные финансы в целом, должен также отвечать за предложения о реформе в налоговой сфере.

Фискальная нейтральность новой налоговой системы в течение первого года ее реализации в Украине даже более важна, чем для Словакии в свое время. У Словакии была возможность производить заимствования на внешних рынках в случае фискального разрыва, у Украины такой возможности в ближайшие годы не будет. Уровень макроэкономической стабильности в Словакии в то время был значительно выше, ситуация же в Украине сейчас намного более шаткая. Состояние дел в банковском секторе, уровень доверия к национальной валюте, прогресс в проведении структурных реформ – по всем этим показателям Словакия выглядела намного предпочтительнее по сравнению с Украиной сейчас, и именно поэтому ответственное отношение к фискальным вопросам в Украине имеет еще более важное значение.

Налоговая реформа в Словакии действительно была фискально нейтральной в течении первого года, и только потом, на второй, третий и во все последующие годы она, в комплексе с другими реформами, начала опосредованно приносить позитивные результаты в виде детенизации экономики, поддержки и содействия инвесторам, создания рабочих мест, экономического роста и т.д. Радикализм и комплексный характер реформы – это не только налоговые ставки. Это также соблюдение правил и принципов нейтральности, простоты, эффективности, справедливости и солидарности.

Реклама

Почему мы не можем рассчитывать на получение немедленных непрямых позитивных результатов от налоговой реформы? Потому что общество – это не отдельная личность или частная компания, которая может изменить свою жизнь за несколько недель. Общество является намного более комплексной и сложной системой, а изменения в поведении субъектов экономической деятельности занимают больше времени. Помимо этого, у министерства финансов или правительства по сравнению с отдельным гражданином или компанией нет такого ощутимого влияния, позволяющего в сжатые сроки изменить способ жизни общества. В этом контексте отдельного человека можно сравнить с лодкой, компанию – с небольшим катером, а общество – с огромным океанским лайнером.

Налоговая реформа в Словакии была успешной, потому что она была фискально нейтральной, радикальной, рискованной, либеральной и всеобъемлющей. То же можно сказать о реформе, которую предлагает Наталья Яресько. В то же время, проект Нины Южаниной, который пользуется поддержкой со стороны общественных организаций, является просто безответственным и популистским. Верховная Рада скоро проголосует за реализацию одного из двух вариантов реформы. Это голосование станет решающим. На кону будет стоять не только налоговая реформа – это будет выбор между ответственностью и безответственностью, риском и опасностью, реальными решениями и мифами вкупе с дефицитом, реальными и псевдореформами.