COVID-19 – угроза мировой экономике

25 марта 2020, 22:34

Несмотря на то, что ряду стран удалось остановить распространение COVID-19, этот вирус нанес значительный удар по мировой экономике. Достаточно обратить внимание на поведение индексов фондового рынка, которые в ряде стран упали на 30% и более.

Чтобы предотвратить спад в экономике и не допустить начала нового всемирного экономического кризиса, многие страны разрабатывают и внедряют пакеты антикризисных мер. Явно заметны два направления:

Реклама
  • во-первых, запланирована государственная помощь как населению, так и бизнесу. В отдельных странах эта помощь достигнет несколько % от их ВВП;
  • во-вторых, запланирован целый ряд изменений законодательства, особенно в плоскости фискальной и регуляторной политики. Планируется снижение налогов и отсрочка на их уплату, а также смягчение регулирования ряда отраслей.

Очевидно, что борьба с COVID-19 уже создала целый ряд ограничений и значительно усложнила ведение бизнеса во многих отраслях экономики. Чтобы это хоть как-то компенсировать, прагматичные и ориентированные на восстановление после кризиса страны должны, как минимум, ввести мораторий на проверки.

Остановка ряда промышленных предприятий не предусмотрена технологией производства. В первую очередь это касается металлургических и горно-обогатительных комбинатов, коксохимических заводов и угольных шахт.

В случае объявления в Украине чрезвычайного положения, важно не ограничивать передвижение работников промышленных предприятий, а также работников предприятий сферы транспорта и инфраструктуры.

Реклама

Работники промышленных предприятий, а также работники железнодорожного транспорта, морских и речных портов должны иметь возможность без препятствий добираться из дома на рабочее место, а с рабочего места – домой.

Норма о беспрепятственном перемещении должна распространяться на перевозки между областями и действовать даже во время комендантского часа, если он будет введен.

Норма "Не более 10 человек в 1 единице транспорта" не должна распространяться на служебный транспорт предприятий, занятый развозкой сотрудников. В отличии от обычного транспорта, риски заразиться коронавирусом во время поездки в служебном транспорте практически отсутствуют:

Реклама
  • этот транспорт регулярно подвергается санитарной обработке;
  • работники используют средства индивидуальной защиты: маски, перчатки и спиртовые салфетки;
  • здоровье работников тщательно контролируется, обо всех подозрительных случаях сообщается установленным образом.

Стоит понимать, что ГМК – это отрасль, ориентированная на экспорт. Кроме того, ГМК критически нуждается в определенном импорте (коксующие угли, ДТ, серная кислота). В этой ситуации очень важно не закрывать украинские порты для экспорта и импорта, а также обеспечить их бесперебойную работу в области приема и отправки грузов. Это же касается и железнодорожного сообщения, очень важно также обеспечить бесперебойную работу комплекса, важно обеспечить бесперебойное внутреннее и внешнее перемещение грузов.

В срочном порядке принять следующие меры:

с 01.04.2020 г. на 7% снизить все тарифы УЗ, которые подлежат государственному регулированию;
с 01.04.2020 г. УЗ планировало внедрить новый договор на грузоперевозки. Внедрение этого договора следует отложить до стабилизации ситуации в ГМК.

Сегодня все должны понимать, что остановка промышленности – это экономический крах для Украины. За ним – уже линия невозврата. Поэтому правительству и предприятиям, которые находятся в его юрисдикции, следует сегодня думать о спасении экономики, а значит – услышать промышленников, которые обозначают все проблемные вопросы и требуют элементарного содействия. Сегодня время для консолидации усилий, а не всестороннего давления на промышленность.