Дело о сбитом над Донбассом "Боинге". Кто должен предстать перед трибуналом

20 июля 2015, 08:17

9 июля этого года делегация Малайзии в ООН распространила проект резолюции Совета безопасности ООН с требованием сформировать международный трибунал для независимого расследования дела о сбитом над Донецкой областью 17 июля прошлого года самолете Malaysia Airlines рейса MH17. Идею такого трибунала наиболее активно продвигают Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина. Россия считает идею создания трибунала "преждевременной и контрпродуктивной" и намекает на то, что при голосовании в Совбезе наложит вето на проект решения.

Реклама

Украина будет настаивать на международном трибунале, заявляет глава МИД Украины Павел Климкин: "Несмотря на любое сопротивление, мы будем пробивать идею создания международного трибунала или другого механизма, у нас есть и другие варианты. Но мы считаем, что трибунал однозначно самый лучший".

Предварительно, голосование в Совбезе ООН по резолюции о создании трибунала для уголовного преследования ответственных за катастрофу, было намечено на 21 июля. Дата выглядела логичной, т.к. Нидерланды завершили свое расследование и разослали заинтересованным сторонам проект заключения, в котором не называется виновник трагедии. Поэтому если бы трибунал был создан сейчас, то это не было бы увязано со стремлением наказать одну из сторон конфликта. Но 17 июля появились сообщения о том, что голосование перенесено ориентировочно на 27 июля.

Если Россия заблокирует решение на этот раз, но вопрос создания трибунала может быть повторно вынесен на голосование в Совбезе, уже после того, как будет опубликован окончательный доклад совместной следственной группы Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. Также этот вопрос может быть вынесен на заседание Генеральной ассамблеи ООН, где у России нет права вето.

Реклама

Говорят, что история не учительница – она никого и ничему не учит, она лишь строгая надзирательница, которая сурово спрашивает за невыученные уроки.

21 декабря 1988 г. в небе над шотландским городом Локерби взорвался Boeing 747 авиакомпании Pan American, совершавший рейс из Лондона в Нью-Йорк. В небе и на земле (от падения обломков самолета) погибли 270 человек.

Расследование катастрофы вели совместно шотландская полиция и ФБР США, оно длилось три года. Для сбора вещественных доказательств была обыскана территория на площади 2200 кв. км (!).Было установлено, что взрыв произошел в грузовом отсеке, а котором следовал багаж из Франкфурта. При проверке накладных оказалось, что там был чемодан, следовавший с Мальты без пассажира. Были найдены остатки радиоприемника, в котором находилась бомба, чемодана, в котором находился радиоприемник, а также клочки от зонтика, двух пар брюк и детского свитера, которые находились в чемодане вместе с бомбой. Был найден кусочек пластика, который, являлся частью взрывного устройства. Одна швейцарская компания, которая занималась электроникой, признала, что этот кусочек – часть таймера, который они сделали по заказу ливийской разведки. Было установлено, где куплены брюки и зонтик, которые были в чемодане. Владелец бутика на Мальте опознал покупателя – ливийца Абдель аль-Меграхи, который тогда жил неподалеку в отеле.

Реклама

Обвинение было выдвинуто против двух ливийцев, одним из которых был тот самый Абдель аль-Меграхи, сотрудник службы безопасности национального ливийского перевозчика Libyan Arab Airlines (на самом деле, он был сотрудником ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из ближайших соратников Каддафи). Совет безопасности ООН ввел санкции против Ливии.

Только через восемь лет, в 1999 г. глава Ливии Муаммар Каддафи согласился выдать подозреваемых суду при условии, что тот состоится на нейтральной территории. Суд проходил в Нидерландах, но по шотландским законам. Он длился почти два года. Абдель Аль-Меграхи был признан виновным и был приговорен к пожизненному заключению, а второй подсудимый был признан невиновным.

Еще через два года, после отклонения всех возможных апелляций, Ливия заявила, что не намерена признавать вину за совершение взрыва над Локерби, однако соглашается с тем, что взрыв был организован одним из официальных лиц ливийского государства. Она выплатила семье каждого из погибших по $10 млн в обмен на снятие с себя экономических санкций. И только после свержения Каддафи и его гибели стали появляться сообщения о том, что есть свидетели того, что диктатор Ливии лично отдал приказ взорвать самолет.

Но пока Каддафи был при власти, оказывал сильное влияние на политику в регионе и распоряжался богатыми нефтяными месторождениями, "дожимать" его лично в связи с трагедией Локерби никому не было выгодно, хотя и было понятно, что пойти на такое преступление спецслужба не могла без одобрения политического руководства страны. Но суд состоялся, виновник был наказан, родственники жертв получили ощутимую компенсацию.

Возвращаясь к катастрофе под Донецком – говоря о контрпродуктивности идеи создания международного трибунала, Россия как бы предлагается задуматься над тем, а что будет дальше? Ведь если такой трибунал начнет работу, то практически наверняка он определит, что один из членов Совета безопасности ООН не только причастен к уничтожению пассажирского самолета, но и регулярно лжет, фальсифицирует доказательства и вообще активно участвует в необъявленной войне. После таких выводов или виновник всего этого – политический лидер страны – должен предстать перед трибуналом, или? Превратить Россию в страну-изгой, подобную Северной Корее, сейчас никто решится. Значит, остается такое "или", как было в Ливии: скрипя зубами терпеть лидера, максимально ограничивая его возможности на международной арене, помогает тем самым история таки наказать и его, и его страну за невыученные уроки.

Но международный суд в той истории все же был, должен он состояться и в этот раз.