Для страны – "утечка умов". Для власти – утечка проблем?

16 мая 2017, 10:35

Английский историк, экономист и социолог Джордж Коул вывел аксиому: "Сумма разума на планете – величина постоянная, а население постоянно растет". В Украине население катастрофически уменьшается. При этом  лучшие умы перебираются на Запад, делая его еще разумнее и, соответственно, ухудшая качество мыслительной деятельности у себя на родине.

По данным ЮНЕСКО, за последние 20 лет количество ученых на Западе увеличилось на 25 процентов. Это связано с тем, что бизнес и общество становятся технологичными: от научных разработок напрямую зависит рост ВВП и успешность страны.

Реклама

В Украине только за три последних года и только Национальная академия наук сократила почти 6,5 тысяч научных сотрудников –  кандидатов и докторов наук, а оставшиеся работают на 50-75 процентов ставки, а точнее, на собственном энтузиазме, получая втрое меньше, чем в среднем по промышленности.

Мой двоюродный брат-ученый, например, так и трудится, но отсутствие не столько зарплаты, сколько денег на исследования ставят крест на его важнейших разработках. Он радуется за своих детей – дочку, работающую в американском университете, и сына, который занимается прикладной наукой в одной из европейских стран. У них все хорошо, и они балуют родителей посылками, так сказать, "гуманитарной помощью".

После выхода моей колонки "Go West", или Кто будет кормить украинцев через 20 лет" от 4 мая меня упрекали в том, будто я слишком спокойно отношусь к "утечке умов" из нашей страны.

Реклама

Я считаю, что нельзя осуждать людей, которые не могут реализоваться у себя на родине и поэтому уезжают. Они могут быть патриотами более чем мы с вами. А обвинять нужно только государство. Поэтому повторю приведенную в той же колонке цитату Ли Куан Ю, одного из создателей сингапурского "экономического чуда". Он сказал: "Если неправильно управлять страной, все умные люди уедут".

"Утечка умов", причем самых лучших, из Украины существовала всегда. Есть, например, такой исторический анекдот. Украинец Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862), признанный лидер математиков Российской империи в 1830-1860-е годы, долго бился над решением задачи, которая была камнем преткновения для математиков мира. Однажды, будучи в Париже, он решил обратиться за консультацией во Французскую академию наук, славящуюся своими математическими достижениями. Там долго медлили, а потом ответили: "Эту задачу может решить только один человек – профессор Остроградский. Он живёт в Петербурге. К нему вам и следует обратиться".

Нынешние власти ничем не лучше своих невежественных предшественников

Реклама

Когда в правительстве Арсения Яценюка составляли проект госбюджета, и речь зашла о финансировании науки, премьер язвительно потребовал показать ему хоть одного украинского лауреата Нобелевской премии.

Ученых эта подколка Яценюка возмутила – им кажется удивительным, что за выделяемые в Украине деньги наука вообще живет и даже иногда работает. А нобелевские лауреаты из Украины будут – но в США или Европе.

В прошлом году, уже при премьер-министре Владимире Гройсмане, сотрудники НАН Украины и других национальных отраслевых академий наук провели несколько митингов под стенами Верховной Рады и Кабмина с требованием "открыть глаза на катастрофическое состояние науки в Украине". Причиной митингов ученые назвали то, что государство не выполняет базовые нормы Закона Украины "О научной и научно-технической деятельности" относительно финансирования науки, а также оплаты труда научных сотрудников, из-за чего они отходят от научной деятельности.

Согласно этому закону, финансирование науки до 1 января 2020 года должно составлять 1,7 процента ВВП, но государство выделяет все меньше средств. В бюджете на 2017 год финансирование науки сокращено до рекордного уровня – 0,18 процента ВВП. Это еще меньше, чем в прошлогоднем бюджете – 0,2 процента ВВП.

За годы независимости число ученых сократилась более чем втрое, а ученых мирового уровня в Украине почти не осталось. Выехали наиболее активные научные работники в возрасте 30-50 лет. Подготовка одного доктора наук по скромным подсчетам стоит около 100 тысяч американских долларов. Можно посчитать, сколько Украина инвестировала Западу на развитие его технологий.

Эта научная масса никогда не восстановится

Запад тратит огромные деньги на науку. Соединенные Штаты и страны Европейского Союза, например, – более 3 процентов ВВП. А Украина в самые лучшие для экономики годы начала прошлого десятилетия – не более  0,3 процента ВВП. И надо еще учитывать, какой там ВВП, а какой в Украине.

В советской науке существовала цепочка: фундаментальная наука – прикладная наука – производство. Потом у промышленности не стало ни реальных ресурсов, ни побуждений создавать новые технологии. Отсутствие спроса на инновации сделало ненужными фундаментальные знания.

Отраслевая наука развалилась, потому что она предназначалась в основном для поддержки военно-промышленного комплекса, а не для работы в условиях жесткой конкуренции промышленных товаров.

За годы независимости исчезли научные организации, принадлежащие к заводскому сектору, а эта тенденция не отвечает практике развитых стран, где большинство научных организаций находятся именно в секторе компаний.  

В итоге украинская наука практически не способна решать конкретные прикладные задачи и доводить часто красивые мысли и идеи до результата – технических разработок, прототипов и т. д. Экспериментальная наука исчезает вместе с последними экспериментаторами. Почти все оборудование давно и безнадежно устарело и является абсолютно непригодным для проведения современных экспериментов. Невозможно добиться конкурентоспособности научной продукции в области физики, химии, материаловедения, биологии, работая на оборудовании 70-80 годов прошлого века. И это в лучшем случае.

Еще одна причина упадка науки заключается в том, что и власть, и простой народ науку не понимают и не приемлют. Народу это простительно: слишком умных у нас традиционно недолюбливают.

Но власти, которые игнорируют то, что все современное производство и армия – это наукоемкие отрасли, что все – от электродоилки до мобильного телефона и современного авиалайнера – основано на физике, химии, математике, сводят Украину к Африке.

Может, сознательно?

Наука – это и понимание того, что делается в мире, и экспертиза того, что нужно делать правительству и обществу, и настоящее образование, без которого сама наука невозможна. Ученые – это самые социально активные люди.

Как тут не вспомнить еще одно высказывание Ли Куан Ю: "Не все лидеры государств разделяли мои взгляды на отрицательный эффект эмиграции. Когда в начале 70-ых годов я сказал премьер-министру Малайзии Тан Разаку, что Малайзия страдала от "утечки умов", теряя многих высокообразованных китайцев и индийцев, уезжавших в Австралию и Новую Зеландию, он ответил: "Это не "утечка умов", а утечка проблем".