Донбасс – проблема или исторический шанс?

18 октября 2017, 13:02

Украина не имеет по вопросу Донбасса целостной политики ни в экономическом, ни в гуманитарном аспектах. Власть совершенно забыла про свои обязанности по отношению к гражданам Украины, которые имели несчастье проживать на нынешних территориях ОРДЛО. По оценкам ООН, 586 тысяч человек, проживающих в зоне конфликта, не получают пенсий и социальных выплат.

В своем отношении к оккупированным территориям мы обязаны, прежде всего, соблюдать международное право. Европейская конвенция по правам человека гарантирует каждому "право на жизнь". Лишая нашего гражданина единственного дохода – пенсии – мы лишаем его этого права – права на жизнь. И любой пенсионер, которому украинское государство не платит пенсию, может подать в Европейский суд по правам человека в Страсбурге и потребовать компенсацию от государства. По международным законам мы по-прежнему несем ответственность за наших граждан, где бы они ни находились. Наши граждане в Донецке, в Луганске – они всю жизнь работали. Работали на СССР, на независимую Украину, и они свои пенсии заработали тяжелым трудом. И поэтому мы просто обязаны выплачивать причитающиеся им пенсии.

Реклама

Впрочем, то же самое касается и переселенцев, которых по данным Минсоцполитики по состоянию на 15 августа было почти 1,6 миллионов человек. Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев называет действия Украины по отношению к переселенцам, такие как проверка проживания каждые шесть месяцев, "признаком враждебности" и выступает за отмену привязки получения пенсий и социальных выплат к регистрации в качестве внутреннего переселенца.

Переселенцы практически самостоятельно решают свои проблемы с работой, жильем, обустройством на новых местах. Государство не готово было три года назад и не готово сейчас предоставить хотя бы временное социальное жилье для переселенцев. В той же Грузии после войны 2008 года построили около 40 поселков для беженцев. Большинство из них было построено в сельской местности, и там переселенцам кроме жилья предоставляли еще и землю. В Украине мы не видим практически никаких подвижек в части помощи в обустройстве переселенцев.

То же самое касается и избирательных прав вынужденных переселенцев, которые не могут голосовать на выборах, а процесс принятия необходимых законодательных изменений сознательно тормозится – все понимают, что переселенцы проголосуют не за тех народных депутатов и партии, которые сейчас представляют власть. Такое ущемление прав части украинцев прямо нарушает Конституцию и существующие международные нормы.

Реклама

Мы с коллегами разработали законопроект "Об избирательных правах временно перемещенных лиц", в котором предлагаем упростить процедуру смены фактического избирательного адреса граждан при наличии справки переселенца, договора об аренде или документов о собственности жилья, и заявления. К тому же такая процедура применялась к переселенцам на президентских выборах, когда, очевидно, в их голосах нуждались. Но на местных выборах почему-то принимать такую модель отказались, тем самым сознательно мешая процессу интеграции переселенцев в принимающие громады.

Созданная по моей инициативе Парламентская платформа "Будущее Донбасса" работает над законодательным решением проблем переселенцев, но многое зависит от Верховной Рады, которая не торопится принимать важные для общества законы.

У нас сейчас непопулярно становится даже помнить, что там, в оккупированном Донбассе остались наши граждане. И, пусть это непопулярно, я не перестаю об этом при каждом удобном случае напоминать. И власти, и обществу.

Реклама

Решение проблемы Донбасса я вижу в полной перезагрузке Минских соглашений, которые показали свою неэффективность. Я предлагаю перейти на новую площадку для переговоров по Донбассу – в Вене, под эгидой ОБСЕ и с участием представителей США и ЕС. На европейской площадке, которой может выступить Вена, где располагается штаб-квартира ОБСЕ и где проще вести диалог с Россией, чем в их "родной среде" – в Минске.

Именно в рамках данного формата можно ставить вопрос о введении миротворцев ООН на наших условиях, а не на российских, которые предполагают только вооруженную охрану Мониторинговой миссии ОБСЕ, а не контроль границы Украины и России.

Продолжением должно стать введение на Донбассе международной временной администрации под управлением ОБСЕ. Именно она должна взять на себя власть в регионе после ухода оттуда России и ее боевиков. Опираться такая администрация должна на международный миротворческий контингент, который и обеспечит безопасность. Только после этого станут возможными легитимные выборы в регионе и наступление долгожданного мира и возможность для начала восстановления региона.

Я уверен, что Донбасс – это не только проблемная точка, но и перспектива для Украины, перспектива восстановления всей экономики страны. Мы закупаем американский уголь, цена первой партии составила 113 долларов за тонну, хотя могли купить по 80-90 долларов за тонну. Если бы не было блокады Донбасса "активистами", то мы смогли бы получать недорогой уголь с шахт, которые принадлежат украинскому бизнесу, но находятся на территориях ОРДЛО. Хотя эти средства можно было бы направить на более важные цели, а не на поддержку угольной отрасли США

Говорят, что в Украине нет средств для восстановления Донбасса. При текущей власти их и не будет. Но еще в 2016 году я предложил нашим европейским партнерам обговорить возможность создания "Плана Маршалла" для Украины, средства от которого шли бы на экономическое развитие страны. Сейчас эти планы становятся все более реалистичными, и мы можем получать до 5 миллиардов евро ежегодно для восстановления экономики. Часть этих средств вполне реально направить и на восстановление Донбасса, который, я уверен, после восстановления там конституционного порядка вновь станет локомотивом развития Украины.