"Джазовая Столица" или "Притон Шансона"?

9 июня 2016, 09:50

Крым на протяжении многих лет был своеобразной Меккой для творческой богемы, для шумных звезд эстрады и утонченных джазистов, для тех, кому многотысячная аудитория в привычку и для тех, кто знает всех своих поклонников в лицо. В гастрольном плане украинских, российских да многих звезд дальнего зарубежья Крым был, чуть ли не обязательным пунктом, если не ежегодно, то хотя бы раз в "пятилетку". При этом многие музыканты и актеры приезжали в Крым не только заработать, но и просто отдохнуть, поэтому часто запрашивали небольшие гонорары. В довоенное время Министерство Курортов и туризма АРКрым активно привязывало к имиджу полуострова Джазовый акцент, около десятка джазовых фестивалей тому подтверждение. Столицей Джаза становился полуостров принимая "Месяц Джаза в Коктебеле". Известные крымские вокалистки Джамала и Злата Огневич – воспитанницы джазовых школ Крыма. Великий Крымский гитарист Энвер Измайлов – основатель собственного джазового направления... Замечательный крымскотатарский ансамбль "Хайят" – давал фору многим мировым джазменам. Каждый год Крым принимал на гастроли десятки мировых джазовых коллективов.

Реклама

Сегодня ситуация изменилась полярно. На некогда привлекательный, манящий полуостров артисты смотрят как на прокаженного – въезжать сюда тревожно и даже опасно. Известно, что артисты, приезжающее выступать в аннексированный Крым надолго теряют возможность приезжать в Украину, а значит – утрачивают более крупный рынок. Также понимают артисты что шенгенские визы после "крымских гастролей" тоже могут быть под вопросом, мир не признал аннексии и не признает. Есть и те, кто, принимая решение об отказе от выступлений в Крыму, руководствуется, прежде всего, моральным аспектом вопроса – чтобы не ранить чувства украинцев либо изначально и принципиально не соглашаясь с аннексией.

Конечно, есть и ряд артистов, которые поддержали аннексию и или из-за денег или, руководствуясь другими мотивами, приезжают на полуостров и сегодня. Например, выступления Чичериной, группы "Любэ" и Вадима Самойлова по любому поводу и без него уже набили оскомину крымчанам – круг артистов, готовых приехать в Крым, очень узкий, так что приглашают их на все мероприятия, начиная со "Дня города" и заканчивая "Днем России".

Но даже те, кто, презрев международное право и этические нормы, все-таки едут в Крым, в последнее время всерьез задумались о целесообразности такого решения.

Реклама

За последние два года в Крыму столько раз фиксировались случаи мошенничества в отношении артистов, что визит на полуостров превратился в настоящую авантюру с множеством абсолютно неоправданных рисков.

Прошлый год ознаменовался двумя серьезными скандалами вокруг фестивального мира – провал Befooz (КаZантип) и "КрымФест" – в обоих случаях пострадали и артисты и, конечно же, посетители, которые преодолели тяжелый путь в Крым через переправу.

Реклама

Напомним, Befooz, билет на который стоил от 1000 гривен, был запрещен оккупационными "властями" Крыма, а посетителей разгоняли при помощи ОМОН. В проблемах "КрымФеста" же были виноваты непрофессиональные организаторы, которые не выплатили ряду артистов задатки и не оплатили перелет, из-за чего львиная доля музыкантов так и не попала на фестиваль. Попытка украсть джазовый бренд ДжазКоктебеля тоже выглядела смешно, то что получилось у плагиаторов на месте где 10 лет проводился "Джаз-Коктебель" – выглядело как хоровод самодеятельности и по качеству организации и по составу участников.

Рождённые в Крыму Фестивали "Джаз-Коктебель" и "Z-Геймс" перебрались в Одесскую Затоку и несмотря на вынужденный переезд успешно собрали более 10 000 зрителей, в том числе и ценителей приехавших из Крыма.

Этот год тоже весьма показателен. Полуостров облюбовал известный "гастролер" из Беларуси Константин Луньков. В Беларуси он прославился организацией десятка концертов и фестивалей, которые… так и не состоялись. А вот билеты на эти мероприятия были распроданы. Интересно, что судили Лунькова всего один раз, да и то ему удалось отделаться штрафом. Многие до сих пор не могут понять – мошенник он или критический неудачник. В Крыму он тоже уже успел стать известным в связи с несостоявшейся "Дискотекой 80-х" – сотни крымчан уже несколько месяцев не могут добиться правды в судах и в полиции и вернуть свои деньги за билеты.

Затем он еще раз подтвердил свою репутацию – на этот раз такая же история произошла с гастролями "Цирка на льду".

Луньков, к слову, не только не наказан, но еще и активно отстаивает в СМИ свою честь и достоинство.

Последний же случай мошенничества в отношении артистов окончательно добил Крым, как территорию для гастролей. Выступление российской певицы Ирины Дубцовой в Крыму омрачились скандалом. Когда она приехала в музыкальный театр в Симферополе, выяснилось, что организаторы концерта скрылись с деньгами и не выходят на связь. В Симферополе певица все же выступила, правда, фактически бесплатно – часть затрат компенсировала администрация Украинского музыкального театра, а вот Севастополь, где тоже должен был проходить концерт, Дубцову так и не увидел.

А теперь представьте себе артиста, которого приглашают выступить в Крыму после всего этого – на одной чаше весов: осуждение мирового сообщества, запрет на концерты в Украине, риск попасться на удочку мошенников, а что на другой? Разве что гонорар, да и то сомнительных размеров, поскольку дорогие мероприятия крымчане не могут себе позволить, а туристов на полуострове в разы меньше, чем прежде.

Еще год назад мы говорили о том, что в Крыму имеет будущее только русский шансон – теперь, к сожалению, наши прогнозы сбываются – наиболее громкие анонсы на этот сезон – гастроли Елены Ваенги и Ирины Круг. Кроме того крымчан будут развлекать Винокур, Куклачев и "Новые русские бабки", которым явно нечего терять и выступления в аннексированном Крыму уже не смогут навредить их репутации…