Это ж как надо уметь воровать, чтобы избираться на два года!

26 октября 2015, 08:05

"Если судить по 21 прошедшему в Киевраду депутату из блока Черновецкого, эти люди не являются пугалами для обывателей. Ни тебе запрещенных сектантов, ни каких-либо неадекватных личностей, по крайней мере, если судить по их статусу — а это в основном бизнесмены и юристы, не имеющие опыта работы в любых органах власти".

Реклама

Эта благоволительная оценка – отрывок из статьи, которую я написал девять с половиной лет назад. То есть сразу же после местных выборов, на которых Леонид Черновецкий, в то время неизвестный большинству киевлян, в борьбе за кресло столичного городского головы победил самого Сан Саныча Омельченко. А его "молодая команда", уверенно прорвавшись в Киевраду, уже вскоре собрала вокруг себя мощное промэрское большинство.

Далее я писал: "В целом из 120 депутатов Киеврады 95 человек наденут депутатский значок впервые. Они не знакомы со связками и структурами, появившимися за годы выстраивания городской власти под Омельченко. Им придется вникать в тонкости функционирования городского организма, и главное теперь, за что переживают киевляне — чтобы они не наломали дров. Образно говоря, чтобы транспорт ходил, мусор убирали, лифты ездили и горячая вода не пропадала".

Кстати, городское хозяйство во времена крепкого хозяйственника Омельченко в основном устраивало киевлян. Давайте вспомним, по каким другим причинам жители столицы так неожиданно отказали в доверии многолетнему городскому голове, и в результате он оказался аж на третьем месте (на втором – Виталий Кличко). Особенно это казалось поразительным, учитывая, что на выборах в 1999 году Омельченко поддержали небывалые 76 процентов избирателей.

Реклама

Пресловутые "бабушки Черновецкого" с гречкой, рисом и прочими продпайками сыграли решающую роль уже на досрочных выборах спустя два года, в 2008-м. Перевыборы Леониду Михайловичу были нужны, чтобы доказать, что киевляне его поддерживают. Ему это удалось – во второй раз он одержал триумфальную победу именно благодаря "бабушкам". И надолго заткнул рот всем оппонентам.

Но в первый раз киевляне, в основном не отрицая заслуг Омельченко в налаживании работы коммунального хозяйства, голосованием на выборах показали свое отношение к тому, что мэр, которому они ранее доверяли, оброс плотным окружением чиновников от бизнеса.

Этим алчным людям – из-за кажущейся непотопляемости Сан Саныча – было плевать на растущий год за годом шквал обвинений городской власти в коррупции. Ведь это еще до Черновецкого в Киевраде стали противозаконно раздавать земельные участки, тогда же стали появляться незаконные застройки.

Реклама

Киевляне сами сделали выбор в пользу новых лиц. Решили, что миллиардер и сам воровать не будет, и молодым юристам и прочим менеджерам не даст. Наивные люди!

Что в итоге получили – знаем. За последовавшими злоупотреблениями мы даже забыли те несчастные коррупционные деяния, в которых обвиняли окружение Омельченко.

Почему я это вспоминаю? На последних, 2015 года местных выборах обилие партий и кандидатов поставило людей перед очень непростым выбором. Выбрать уже известных воров или "новые лица"?

Выборы – это огромные расходы, которые партии и кандидаты рассчитывают как минимум вернуть. Это своего рода бизнес-проект.

В сегодняшней ситуации срок экономической жизни и срок окупаемости этого бизнес-проекта ограничен максимум двумя годами. Согласно законопроекту о внесении изменений в Конституцию Украины, который Верховная Рада проголосовала в первом чтении, следующие местные выборы должны состояться в 2017 году. Многие надеются, что конституционная реформа будет сорвана, но, кроме того, что гипотетически это не исключено, на сегодняшний день объективных предпосылок для ее срыва нет.

Если бы сейчас местные советы избирались, как положено, на пять лет, то, особенно учитывая предстоящую децентрализацию власти, на выборах творился бы настоящий ажиотаж.

Но ажиотажа не было, и более того, у большинства партий были огромные проблемы с наполняемостью списков.

В списках партий, которые участвуют в выборах не для галочки, а имеют основания бороться за свое попадание в местные советы, двинулись люди, которые знают, что их срок пребывания там – два года.

Некоторые вменяемые или совестливые потенциальные кандидаты, которые имели бы основания рассчитывать на победу, рассматривая возможное участие в выборах, понимали, что они не успеют (или совесть не позволит) отбить вложенные в избирательную кампанию деньги и тем более заработать.

Ведь это ж как надо уметь воровать, чтобы сознательно избираться на два года!