Эволюция рынка кассовых аппаратов в Украине как элемент реформы фискальной службы

6 декабря 2016, 12:52

Мировой рынок кассовых аппаратов динамично развивается и к 2018 году, по экспертным оценкам, достигнет 3,11 млрд долл. США. Три четверти всемирного рынка занимают электронные устройства для регистрации и расчета сделок, выпускаемые в том числе такими гигантами как TEC, CASIO, Fujitsu, ZONERICH, VeriFone, IBM, Ingenico. Ежегодно появляются десятки новых моделей, основанных на новейших программных решениях и технологиях. Все большее количество государств, их около 16-ти за последние 12 лет, включая самые свежие примеры Австрии, Чехии и Румынии, становятся на путь расширения сферы ответственного применения инновационных кассовых аппарататов. Результатом во всех без исключения случаях становилось уменьшение доли находящейся в тени экономики.

Однако большинство украинских бизнесменов лишено возможности приобретения удобного для ведения своего бизнеса и доступного по бюджету кассового аппарата. Архаичное законодательство (Закон "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" и сопутствующие подзаконные акты) позволяет покупать только разрешенные Государственной налоговой службой Украины модели кассовых аппаратов (Государственный реестр), что исторически сформировало национальный рынок как монополизированный, технически отсталый и дискреционный.

Реклама

В довесок к сказанному можно прибавить обременительные контрольные процедуры регистрации и обслуживания кассового аппарата, ведение многочисленных видов отчетности (фискальные отчетные чеки, дневные отчеты), драконовские штрафы за нарушение кассовой дисциплины, отсутствие видимых результатов использования контролирующим органом на благо бюджета огромного накопленного массива данных о выданных чеках.

Таким образом, поиск Новой, либеральной модели использования кассовых аппаратов в Украине органично содержит в себе следующие компоненты.

Во-первых, это демонополизация существующего рынка кассовых аппаратов и приведение до состояния открытого и конкурентного через привлечение на национальный рынок кассовых аппаратов новых производителей, технологий и технологических решений для бизнеса. Во-вторых, – реформа фискальной службы. Последняя, прежде всего, включает рестрикцию несвойственных разрешительных функций путем отмены Государственного реестра кассовых аппаратов и лишения Государственной фискальной службы права регулировать по своему усмотрению рынок кассовых аппаратов. Кроме того, в процессе реформирования важно максимальное упрощение процедур регистрации и учета кассовых аппаратов для бизнеса, включающее электронные процедуры не предусматривающие необходимость многоразового физического присутствия налогоплательщика в налоговых органах. Также реформа фискальной службы подразумевает ликвидацию большинства текущих видов отчетности вследствие перехода на обмен данными между налогоплательщиком и налоговым органом в режиме реального времени за счет использования новых технологии регистрации расчетных операций (электронная регистрация продаж посредством использования распределенного сервера, blockchain и т.д.). И, наконец, переход на дистанционные и электронные формы налогового контроля, акцентирование действий фискальных органов на профилактике правонарушений в сфере проведения расчетных операций, политика стимулирования потребителей получать чеки (государственная лотерея фискальных чеков, предоставление налоговых персональных скидок).