ГДЕ В КИЕВЕ ВОДЯТСЯ ЧЕРТИ? (О рождественских чертях и чертовках)

5 января 2016, 09:18

Незадолго до Нового года я в компании единомышленников отправилась в свою зарубежную экскурсию "Зимние сказки Европы" – в первую очередь в поисках рождественских чертей. 

Реклама

Те, кто читал "Киевски ведьмы. Ледяная царевна" в курсе, кто такие Крампусы, остальные смогли узнать это из нового одноименного фильма или узнают, отправившись со мной на очередную прогулку.  Крампус – самая страшная сказка европейского Рождества, монструозный черт, сопровождающий св. Николая. Святой раздает дары добрым детям, Крампус – наказывает непослушных детей, может отстегать хворостиной, а может и утащить в заплечном мешке прямо в ад. 

Но то – дела минувших дней. Угодив в "рождественский шоу-бизнес" – европейский черт подобрел.  28 ноября Зальзбурге состоялся целый парад Krampus Lauf – 860 (!) чертовых личностей прошлись по улицам города ( никаких указок свыше переодеваться в чертей не существует – это стопроцентное народное творчество, в котором активно принимают участие молодые мужчины альпийского региона, существуют целые сообщества любителей Крампусов и многие готовят свои сложные и дорогие костюмы, одежды их меха, расписные маски с настоящими рогами, одежды из меха весь год)

Но я выбрала для своей экскурсии действо поменьше – маленький городок на границе Германии и Австрии, где  мы смогли сполна насладиться этой живой традицией. Св. Николай шел по Рождественской ярмарке в компании двух ангелов с корзинами, раздававших конфеты детям и взрослым, и целого скопища разномастных чертей. 

Реклама

В темноте зрелище это завораживало первобытной архаичной силой забытого ритуала – громадные, мохнатые, страшные Крампусы гремели цепями. звенели большими коровьими колокольчиками, гроздями привязанными у них за спиной – звенели ритмично, вытанцовывая дружно и слаженно некий шаманский танец.  

А затем небольшой парад, неожиданно превратился в веселые молодежные догонялки – обычные парни и девушки с вымазанными сажей лицами бегали от местных чертей по городу, те, догоняя, хлестали их хворостинами, девицы смеясь прятались от них в туалете, те караулили под дверью... И глядя на это веселое действо, ты невольно настольгировал по нашими колядникам – ведь как ни крути, обычай "водить козу", веселиться, привлекая к своему костюмированному действу друзей, прохожих, соседей, так и не смог прижиться в больших городах, приспособиться к многоквартирным домам с домофонами. 

Через час, когда мы с подругой присели в кафе на главной площади, Крампусы (неожиданно появляющиеся в самых разных местах) вдруг завалили туда.  Я как раз стояла посреди зала, когда громадный рогатый чертяка первым вошел в зал и замахнулся на меня хворостиной... и тут (горжусь тем, что не посрамила звание киевлянки – представительницы Столицы Ведьм!) я сделала то единственное, чего он не ожидал совершенно – бросилась черту на шею и поцеловала. Бедняга аж замер от потрясения и, воспользовавшись чем мы успели устроить с ним целый фотосет.  В конце концов, именно так и поступали все украинки со времен Легендарной ведьмы Солохи.

Реклама

Не надевай белую курточку, если собираешься целоваться с чертями! Как и полженно персонажу, черт оказался вымазанным сажей – и пониже спины у меня остался отпечаток черной-черной-черной руки. Да и выглядел черт весьма устрашающе... но "украинской ведьме" все ни по чем!

И огромное спасибо Николаю Васильевичу Гоголю уже за то, что он единственный зафиксировал в повести  "Ночь перед Рождеством"  - это давнишнюю украинскую традицию. Кабы не он, мы бы напрочь забыли, что в нашей стране тоже были когда-то свои сезонные – рождественские черти.

А вот отношения самого Гоголя с чертом сложились весьма трагично

Всего сто с лишним лет назад киевляне были убеждены – встретить на Рождество черта так же просто, как и соседа, и даже под маской соседей, могут прятаться черти, которые в это самое волшебное время пытаются сбить с пути истинного всех добрых христиан. Считалось что именно на святвечер чертей выпускают на волю и дают им в волю погулять все 12 дней рождества. Потому на Крещенье, в Киеве во время парада городского войска и выезда митрополита горожане специально палили из пушек – дабы прогнать из Города загулявшихся чертей и чертовок. 

Гоголь по сути зафиксировал и преобразовал лишь одну из сотен рассказок о зимних чертиках, ходивших когда-то по Украине... К несчастью, на данный момент, из сотен она осталась одна. В отличие от германцев, помнящих свои легенды, способных устроить из них целое шоу и для туристов, и для себя-любимых,  мы забыли о наших шкодливых рождественских чертях, как и о многих других  невероятных и сказочных традициях Украины. К счастью – у нас осталась хотя бы одна! И, благодаря Николаю Васильевичу, мы можем возродить ее снова и в одну из ближайших зим устроить свой невероятный парад ряженных чертей и даже пригласить германских Крампусов к нам в гости!

Ведь не зря среди масок украинских колядников традиционно фигурировал – тот самый рождественский черт.  Каждый, кто читала или хотя бы смотрел легендарную историю Вакулы, знает, что главный смысл украинских сказок, в том, что добрый козак всегда обведет любую нечисть вокруг пальца и посмеется над ней... 

Да и место обитания киевских чертей – отлично известно. Владимирская горка – вторая Лысая гора города, известная так же как Чертово беремище (один из вариантов перевода: "чертово чрево"). Прямо напротив, через Днепр – легендарный киевский залив Черторой (место, где роятся местные черти). 

И вряд ли было простым совпадением, что именно на Владимирской горке в старом, сохранившемся до наших дней здании гостиницы Марко Вовчок написала сказку "Чертова пригода", о черте которого угораздило влюбиться в украинскую женщину... Не читали? И вновь таки зря... для нечистого, все закончилось даже хуже, чем с добрым Вакулой. 

Если верить старинным немецким открыткам, отношения Крампуса с дамами тоже складывались не в пользу нечистого.