Геополитика и Pink Floyd

14 января 2019, 08:49

О Дональде Трампе определенно можно сказать только две вещи. Во-первых, в 2020 году он пойдет на выборы и имеет отличные шансы победить. Во-вторых, в 2024 году (если не раньше) он точно покинет Белый Дом. Не исключено, что он сделает это одновременно с Владимиром Путиным, но по разным причинам. Если для Трампа это может быть просто окончание президентского срока, то для Путина наступит момент истины, неизбежный для его режима где-то вблизи этой даты. К тому времени перегретая китайская экономика войдет в кризис "среднего класса", Поднебесной будут нужны новые ресурсы и простор для развития, который находится на северо-западе по отношению к Пекину, а вовсе не в Южно-китайском море. Сценарий того, что произойдет по мере приближения к 2024 году, пишется прямо на наших глазах, и все три лидера – Трамп, Путин и Си Цзиньпин являются его полноценными соавторами.

Проще всего с Китаем, поскольку это единственное государство из трех, в котором власть стабильна, а философия не менялась 3000 лет. По большому счету, все, что делает сейчас Пекин, укладывается в стратегию терпения и выдержки, которую в боевых искусствах формулируют как "поддаться, чтобы победить". Ни по какому поводу не ввязываться в полномасштабный конфликт с США, играть с Вашингтоном в поддавки, встречаться и разговаривать даже, если в адрес Пекина из Белого дома летят уже не просто стрелы, а отравленные пропагандой копья – примерно так можно описать принципы внешней политики КНР на американском направлении. Что касается политики по отношению к северному соседу Китая – России, то тут все намного прозаичнее. В интересах Китая ослабление и обескровливание России, и поэтому Китай будет и дальше всячески подталкивать Москву в пропасть, голосуя солидарно с Россией в ООН,  втягивая ее в масштабные проекты, проводя совместные военные учения и раздавая ордена и медали обитателям Кремля. При этом Китай получает точные данные о состоянии российских вооруженных сил, продолжает ползучую экспансию на Дальний Восток и показывает Вашингтону, что дружить можно не только с США. В то же время, в конце прошлого года Пекин сенсационно отказался подписывать с Россией соглашение о валютном свопе, которое готовилось пять лет, и всячески избегает шагов, которые могли бы поставить китайские компании под санкции. Китай прекратил финансирование "Силы Сибири", и теперь "Газпром" строит этот газопровод своими силами. Что обо всем этом думает Путин сказать трудно, но Китай является единственной страной, которой Россия уступила спорные территории, и против которой у Москвы нет вообще никаких аргументов – ни военных, ни экономических.

Реклама

Наиболее удивительным лидером современного геополитического треугольника США-Россия-Китай является, конечно же, Трамп. Отдельные голоса в его поддержку утопают в громогласном хоре критиков. Действительно, если судить по его решениям в области внешней политики с точки зрения классического обитателя Вашингтона, все очень плохо. Однако давайте попробуем взглянуть на действия Трампа по нескольким ключевым направлениям с точки зрения третьей страны, равноудаленной от больших проблем, которые надо решать только в РБ ООН. Возьмем, для начала, проблему Северной Кореи.

Ким Чен Ын – диктатор, сын и внук диктатора. Его страна прозябает в нищете, и при этом разрабатывает ядерное и ракетное оружие. Если бы Пхеньян занимался только собой, не угрожал Южной Корее и Японии, никто, кроме непосредственных соседей, не обращал бы на КНДР никакого внимания. Но Ким Чен Ын стал проводить испытания баллистических ракет, чем вызывал очень нервную реакцию союзников США в регионе. Вашингтон вмешался, и по состоянию на сегодня ситуация выглядит намного более стабильной, чем до того. Как же мыслил Трамп? С его точки зрения КНДР не представляет никакой военной угрозы для США – Тихоокеанский флот может уничтожить Пхеньян за полчаса. Но у США в регионе есть союзники, и очень важные, и поэтому Трамп вступил с Ким Чен Ыном в переговоры. Кроме необходимости, ему это еще и просто нравилось – вот никто не мог договориться с "маленьким человечком", а он это сделал. О чем они в конце концов договорились – неясно, но Ким Чен Ын больше не стреляет в сторону Японии. Не исключено, что разговор был очень простой и конкретный: делайте внутри КНДР что хотите, но не трогайте Сеул и Токио, и мы не будем вмешиваться в ваши внутренние дела. Надо думать, Ким Чен Ын услышал это послание, поскольку не стал ввязывать в эту историю одного из своих малочисленных союзников – Россию, хотя в Москве очень на это рассчитывали.

Чуть более сложную комбинацию Трампу пришлось разыграть вокруг Ирана. Для начала, США перенесли посольство в Иерусалим, чем разозлили и без того сердитый Ближний Восток, где идет соревнование за звание главного защитника святынь ислама. Далее, республиканцы немало сделали, чтобы поощрить сотрудничество Израиля с Саудовской Аравией (и именно на почве анти-иранских сантиментов),  и реализацию энергетических проектов, которые Израиль при поддержке США осуществлял (и успешно) в Средиземном море недалеко от Кипра. Затем США вышли из соглашения с Ираном, чем разозлили европейских союзников, однако получили поддержку тех стран, для которых Иран – угроза, в частности, монархий Персидского залива. Все считали, что с введением санкций против Ирана цены на нефть резко взлетят вверх. А они падают. Почему бы это?

Реклама

Трамп также принял решение о выходе из Договора по РСМД. С точки зрения европейцев – это очень опасный шаг, поскольку развязывает руки агрессивной России. С точки зрения Трампа – этот шаг оправдан, поскольку эта самая Европа активно сотрудничает с РФ в области торговли, инвестиций и энергетики, а рассчитывает на ракетно-ядерный зонтик от США. С точки зрения Украины – это выгодный шаг, так как втягивает РФ в гонку вооружений, которая имеет потенциал погубить ее, как в свое время СССР.

Наконец, последнее, очень неожиданное и противоречивое решение Трампа о выводе войск США из Сирии. С точки зрения союзников США по анти-игиловской коалиции, это катастрофа. С точки зрения курдов – серьезная проблема, грозящая военными действиями со стороны Турции. Со стороны России – победа, так как ее цель – сохранение режима Асада – теперь практически гарантирована. Но вот как только начинаются детали, ситуация выглядит несколько иной. Говоря о коалиции, надо понимать ее прежде всего в политическом смысле. "На земле" там воевали фактически только США. Курды сражались в основном против ИГИЛ и после решения США главной угрозой для них стала армия Турции. Поэтому они сразу спрятались за спины сирийской армии и России, которая много лет поддерживала их словом, деньгами и оружием. Россия сможет защитить курдов от Турции. При этом Москва и Анкара вступят в конфликт (и это уже происходит), что на руку Вашингтону и…Киеву. Кроме всего прочего, теперь размывается роль Ирана, который еще вчера вместе с Турцией и Россией воевал в Сирии против всех, а теперь как бы остается ни с чем, да еще под угрозой Израиля атаковать шиитских боевиков в Сирии по своему усмотрению.

Выходом из Сирии Трамп решил внутриполитическую задачу, поскольку в США "синие воротнички" очень слабо понимают, что американские военные делают в Сирии на расстоянии в семь тысяч километров от дома, и внешнеполитическую – выбил из рук Путина серьезный инструмент для политического торга. Путин много лет выпекал "американский пирог" из Украины, Сирии, Северной Кореи, Филиппин, Афганистана и курдов, вмешиваясь повсюду, где намечались проблемы для США, чтобы обменять это все это на новый мировой беспорядок по сценарию Караганова. Сирия была очень важным ингредиентом. Если теперь США потеряли к Сирии  интерес – пирог становится пресным и быстро черствеет. Турции предстоит самостоятельно решить проблему курдов и беженцев, согласиться на сохранение у власти Асада (этого хочет РФ) и искать место под солнцем для Ирана, который, как бы друг, но и как бы государство шиитов, да еще и под санкциями. Без участия американцев для России "сирийский" вопрос утрачивает актуальность. Военные базы там гарантированы, осталось передать дела сирийской армии и можно во второй раз объявлять о победе, хотя мало сомнений, что в перспективе она окажется пирровой.

Реклама

Трамп действует по интуиции, расшатывая привычные для обитателей Госдепартамента принципы и механизмы принятия решений. В его понимании приверженность традициям не является аргументом – его предшественники действовали по устоявшимся схемам, и это вовсе не принесло положительных результатов. Война США против Ирака, агрессия России против Грузии и Украины, восхождение ревизионистского Китая, конфликт в Сирии и Иран, проецирующий силу вне своих границ уже через год после снятия санкций – вот неполный перечень провалов предыдущих администраций. Очевидно, что решения Трампа приносят очевидную выгоду только в краткосрочной перспективе, он, как и Путин, не стратег. Значительно более важно было бы осуществить реформу ООН, и в первую очередь РБ ООН, ОБСЕ, ВТО, обеспечить эффективное и справедливое функционирование международных институтов типа Совета по правам человека и Международного суда ООН Гааге. Только эти задачи не для Трампа. Его призвание – продемонстрировать всему миру изнанку многосторонней дипломатии, ущербность нечестных и несбалансированных отношений. Его позиция – либо мы заключаем договора, которые в полной мере учитывают пожелания США (как это случилось с новым торговым соглашением с Мексикой и Канадой), или не будет никаких. И если механизм разрешения споров ВТО не работает так, как этого хотелось бы США, торговые ограничения, пошлины и тарифы буду вводиться в одностороннем порядке, что и произошло по отношению к Китаю.

Пожалуй, именно торговая война с Китаем станет тем лакмусовым тестом, который определит новую мировую конфигурацию на ближайший пятилетний период. Китай не хочет отвечать агрессией на агрессию и будет всячески стремиться найти механизм решения проблем "мирным" путем. Неясно только, насколько китайский вариант компромисса удовлетворит Трампа. Можно уговорить КНДР не выходить за пределы своей территории и заставить Иран концентрироваться на внутренних проблемах. Но невозможно сдержать Китай, который является ключевым глобальным игроком. У КНР очень много степеней свободы, и просто так "усмирить" китайского дракона не удастся. А пока в то время, как Дональд Трамп направил все свои усилия на строительство  "The Wall", китайцы впервые в истории человечества посадили летательный аппарат на "The Dark Side of the Moon". Ну чистый Pink Floyd получается.