Год авансов прошел. Кто платить будет?

28 мая 2015, 08:08

Вопреки обещаниям "жить по-новому", которые звучали в ходе избирательной кампании, украинцы уже год живут в нереформированной и погрязшей в коррупции стране.

Реклама

Власть активно пытается убедить граждан, что реформы проводятся, но экономические показатели свидетельствуют о противоположном. Падение ВВП, реальных зарплат и пенсий, высокая инфляция, девальвация гривны, рост теневой экономики (до рекордных 42% ВВП) и теневой занятости (до 4 млн. чел) – показывают, что реформ нет.

Деятельность президента и правительства в социально-экономической сфере за прошлый год можно назвать имитацией даже не реформ, а имитацией намерений реформ. Намерений было много и, в целом, правильных.  Они выразились в многочисленных разработанных и принятых программных документах: Стратегия – 2020, Коалиционное соглашение, Программа деятельности Кабинета министров, План мер по выполнению стратегии – 2020 и программы деятельности КМУ в 2015 году и т.д. Однако эти инструменты могут работать только при условии, что есть политическая воля и прилагаются практические усилия по реализации самих реформ.

Отчитываясь за прошедший год, власть называет своими главными достижениями подписание Соглашения об ассоциации (СА) с ЕС, меморандума с МВФ, а также привлечение значительного объема финансовой помощи в рамках программы расширенного кредитования. Однако ни СА с ЕС, ни помощь международных финансовых организаций сами по себе реформами не являются. Это только стимулы для начала реформ. Более того, подписание СА с ЕС (подготовленное прошлым правительством к 2013 году) и получение первого транша от МВФ стало авансом НА проведение реформ новым правительством, а не вознаграждением ЗА их успешную реализацию. Поэтому наши международные партнеры  накануне принятия важных решений о продолжении финансирования (очередной транш МВФ) либо углублении сотрудничества (напр., по либерализации визового режима)  настойчиво требуют РЕФОРМ. За последний месяц такие призывы со стороны ЕС и США звучали неоднократно в ходе саммита Украина – ЕС, инвестиционной конференции в Киеве, саммита "Восточного партнёрства" в Риге.  Европейских партнеров, мягко говоря, удивляет  тот факт, что украинская власть  часто начинает формировать повестку реформ только после получения международной помощи, а также всячески избегает публичного отчета об использовании этих денег.

Реклама

А пока полным ходом идет имитация реформ. Так, по признанию самих представителей власти, по состоянию на 5 мая 2015 года, экономическая часть коалиционного соглашения выполнена только на 6% (73% заданий — в процессе, 17% — не выполнены; 4% — неизвестно). Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом —  главная дорожная карта страны —  выполнено на 28% (24% — в процессе, 48% — неизвестно).

Все усилия власти были  направлены не на конечный результат, а на процесс, в основном законодательный. Принят ряд полезных законодательных изменений, например, законы о дальнейшем сокращении разрешительных документов и лицензий, снижении до 50% кворума для проведения собраний акционеров, о рынке газа и т.д. Однако, как и раньше, нет быстрой и эффективной реализации этих законов. Одним из ярких примеров стал закон о передаче части централизованных закупок от Министерства здравоохранения в руки международных организаций. Закон проголосовали в марте, закупки по нему должны были начаться еще в конце апреля этого года. Но подзаконных актов нет до сих пор, и соответственно, тема отсутствия вакцин для детей и лекарств скоро снова взбудоражит все общество.

Системные базовые реформы,  от  которых зависит консолидация страны (децентрализация), защита собственности и привлечение инвестиций (судебная реформа) откладываются, хотя они были в списке предвыборных обещаний президента. Однако даже в более  "технических" направлениях, где возможен относительно быстрый успех – например, дерегуляция – ощутимых прорывов пока не видно. Европейская бизнес-ассоциация оценила улучшение бизнес-климата в I квартале 2015 г. на 0,01 балла до 2,51 по 5-бальной шкале. Бизнес голосует ногами: только за 3 месяца этого года количество юридических лиц–субъектов хозяйственной деятельности сократилось на 194 тысячи (-15,2%). 

Реклама

Власть в чистую проигрывает войну с коррупцией. Национальное антикоррупционное бюро, которое так долго создавалось,  должно было начать свою деятельность в конце января 2015 года. Однако к началу третьей декады мая в НАБе трудится всего 4 человека (глава и три его заместителя). До сих пор не создана антикоррупционная прокуратура и не принят целый ряд законов, без которых НАБ не может полноценно функционировать. В итоге, как сказал президент Еврокомиссии Жак-Клод Юнкер во время апрельской инвестиционной конференции в Киеве, "коррупция по-прежнему остается стоп-краном евроинтеграционных процессов Украины, она подрывает экономику и съедает весь прогресс".       

Опрос руководителей крупных компаний, который недавно проводил   Ernst and Young, зафиксировал рост восприятия коррупции и взяточничества как широко распространённого явления с 60% в прошлом году до 80% в нынешнем. Украина вошла в топ-7 худших стран по уровню восприятия коррупции среди 38 стран, участвовавших в исследовании.

Доминирующий  фискальный акцент превращает потенциальные реформы в непродуманные инструменты для собирания денег для покрытия собственной неэффективности. Например, повышение тарифов, заявленное как базовая реформа в газовом секторе,  без прозрачной методологии, стимулирующей снижение издержек, без установки в полном объеме счетчиков и финансирования мер по энергоэффективности превратилась в простое перекладывание накопившихся проблем на плечи населения. Повышение в ходе налоговой реформы рентных платежей до уровня, который делает процесс добычи газа инвестиционно непривлекательным, поставило под сомнения доверие к этой реформе со стороны бизнеса.  Получается, что как всегда за имитацию реформ платит население и бизнес.

В чем же дело? Плохие планы реформ? Планы выписаны, в целом, достаточно профессионально. Но у власти нет желания их реализовывать, о чем напрямую заявили привлеченные в правительство иностранные специалисты во время своей недавней череды отставок.

Старая олигархическая модель государственного управления никуда не делась. Власть начала кампанию по деолигархизации. Однако за этими заявлениями часто скрывается борьба не за разделение бизнеса и власти, а за передел сфер влияния большого бизнеса. В то же время критика власти со стороны политических оппонентов и гражданского общества  воспринимается крайне болезненно и отождествляется почти с предательством Родины и сепаратизмом.

За прошедший год  темп и качество реформ не соответствовали глубине кризиса и уровню внешних угроз, с которыми сегодня столкнулась Украина. В отличие, к примеру, от польской команды реформаторов, которая пришла с готовой общей повесткой и провела базовые реформы за 16 месяцев, заложив основы будущего развития страны. В  Украине в результате "имитационной игры в реформы" власть теряет доверие со стороны  населения и международных партнёров, а страна  теряет время и  возможности привлекать инвесторов для выхода из кризиса и построения европейского будущего. Разрыв между уровнем развития Украины и ближайших соседей  увеличивается. Одновременно растет уровень  внешнего долга без  создания базы для восстановления  экономики и возможности этот долг в будущем обслуживать и сокращать.

Украина  потеряла этот год в плане реформ. Вторая половина 2015 года с осенними местными выборами станет очередным тестом на реформаторские амбиции власти и способность провести обещанные преобразования. От того, сдаст ли власть этот тест, зависит будущее всех украинцев. Время на реформаторский популизм закончилось еще год назад.