Грабеж, вандализм, мошенничество: рынок аренды жилья как отражение украинской ментальности

8 мая 2017, 19:38

Главная проблема украинского рынка аренды недвижимости – мошенничество. Ни владельцы жилья, ни их клиенты не готовы к честным правилам игры. А если добавить к этому непрогнозируемую налоговую нагрузку, неожиданные проверки органами контроля и внезапные обыски, то получится, что ситуация на отдельно взятом рынке зеркально отражает проблемы страны в целом. 

"Трое друзей сняли квартиру на сутки. В залог оставили студенческий билет Киевского института музыки им. Глиера. Похоже, они наркоманы, потому что разгрызли пульт от ТВ, сломали полку для роутера и швабру", – сетует арендодатель из Херсона.

Реклама

"Клиент поселился в квартиру на два дня. За это время вынесли всю технику, сняли все краны, умывальник в ванной, внутренности джакузи, варочную газовую поверхность, электродуховку, вытяжку, часть люстр и светильников, разобрали стиральную машину, сломали диван, вынесли весь текстиль", – жалуется владелец квартиры в Одессе.

"Четверо взрослых и двое детей лет 7-10 сняли квартиру. Закинули подушки за шкаф и под шкаф. Сломали тумбочку в ванной и накрыли ее полотенцами, чтобы не сразу заметно было. Я пытался получить возмещение, но они перестали отвечать на звонки", – рассказывает владелец жилья в Киеве.

Это только три примера жалоб, с которыми мы сталкивается круглосуточно. 40% жалоб поступают на клиентов, которые воруют технику, либо портят имущество. Гости-грабители часто предъявляют арендодателям недействительные, украденные или утерянные настоящими владельцами документы. Это усложняет привлечение нарушителей к ответственности.

Реклама

Каждая четвертая жалоба – на проживание в арендованной квартире большего количества людей, чем указано в договоре. Каждая пятая – касается арендаторов, которые выселяются, не оплатив последние дни проживания. Еще 15% проблем, с которыми по данным нашего ресурса сталкиваются хозяева, – бронь квартиры без последующего заселения.

"Бригадир жил две недели. Разгромил квартиру, сломал мебель, выключатели, газовую колонку, сантехнику. Вода бежала несколько суток, в квартире как на свалке, везде бульбуляторы. Снимал сам, а гуляла вся бригада", – пишет арендодатель из Славянска.

Мошенников среди хозяев жилья не меньше, чем среди их клиентов. Почти 44% жалоб клиентов – о том, что заявленная владельцем цена не соответствует действительности. Другой распространенный случай – отказ вернуть предоплату, если квартира гостям не подошла. Часто в таких случаях жилье оказывается в намного худшем состоянии, чем было обещано на сайте. Недобросовестные арендодатели могут попытаться заселить не в ту квартиру, которая была заявлена на сайте, неуклюже пытаясь оправдаться тем, что приглянувшееся жилье почему-то занято.

Реклама

"После моего вопроса, почему 400 грн, а не 350, как указано на сайте, услышал ответ: "Я владелец. Как хочу, так и пишу". Бросили трубку и больше не поднимают".

Более 11% жалоб – на хозяев, которые по телефону утверждали, что предоплата не нужна, а в день заселения заявили, что квартира занята. Мол, для бронирования нужно оплачивать наперед. И примерно каждый двадцатый отказывается бронировать для гостя квартиру, если тот хочет поселиться на 1-2 суток.

"Звоню за два дня перед поселением. Свободно, но забронировать нельзя, "ведь у нас могут появиться другие квартиранты, которые будут снимать более, чем на день". На следующий день уже все занято". Цены на квартиры в Одессе и вовсе меняются ежедневно: в зависимости от прогноза погоды.

Недоверие царит повсюду, не только на нашем рынке. Украинцы ненавидят вороватых чиновников и в то же время дают взятки, чтобы ускорить решение вопроса или наоборот сделать так. чтобы вопрос не решался. В налоговой и в НБУ небезосновательно считают, что граждане поголовно уклоняются от налогов, скрывают доходы и в ответ вводят очередные законодательные ограничения. Украинцы же не хотят становиться спонсорами зарубежных дач чиновников и продолжают не платить налоги.

Перешагнуть через взаимное недоверие рынку недвижимости и стране в целом помогут умение договариваться и новые, цивилизованные правила игры. По опыту развития нашего сервиса я понял, что как только появляется схема, делающая обман невыгодным, то количество мошенников снижается в разы. Система отзывов, введение абонплаты с владельцев жилья и доскональная проверка хозяев жилья помогли нам отсеять 95% недобросовестных пользователей. Предпринимателям сразу стало невыгодно обманывать клиентов – ведь они платят за право размещать объявления, и заинтересованы в том, чтобы привлекать арендаторов, а не отталкивать их негативными отзывами.

Как только большинство граждан Украины увидят, что жить честно выгоднее – в экономике, бизнесе, образовании, медицине резко улучшится. А пока же украинцы будут воровать, где плохо лежит, и дурить друг друга, глобально ничего не улучшится.