Гройсман покажет, или Национальные особенности реформ

22 апреля 2016, 10:47

Премьер-министр Владимир Гройсман поручил максимум за квартал ликвидировать теневые схемы на таможне, сообщает пресс-служба правительства. Как раз к ста дням Кабмина. То, что выстраивалось десятилетиями! Хотя мог бы приказать за месяц ликвидировать всю коррупцию. Думаю, результат был бы тот же. Не подумайте, что я злорадно предвкушаю неудачу. Просто не верю.

"Все больше сомнений, что правительство в состоянии провести успешные реформы. Если не смогли все прошлые правительства, то чем это лучше?" – так я писал год назад (колонка "Реформ не будет, потому что они почти никому не нужны" от 13 мая 2015 года). Естественно, о правительстве Арсения Яценюка. Хотя это же могу повторить и о новом Кабмине.

Реклама

Некоторые читатели упрекают меня в том, что в своих колонках я часто ссылаюсь на положительный реформаторский опыт стран бывшего соцлагеря. В частности, признанного центральноевропейского "экономического тигра" Польши,  а также  Румынии, которую все чаще называют новым лидером региона. Мне говорят, что в силу исторических особенностей угнетаемую столетиями Украину нельзя сравнивать ни с той, ни с другой.

Но не хочется полностью оправдывать экономический упадок и ни с кем не сравнимую коррупцию психологическими комплексами нашего народа.  Поэтому сначала посмотрим на реформирование с беспристрастной точки зрения экономистов.

Верхи

Реклама

В своем отчете "25 лет трансформации: посткоммунистическая Европа и МВФ" Международный валютный фонд, изучив 21 страну, определил – невзирая на различные стартовые условия и экономические связи – четыре общих ключевых составляющих успеха реформирования. В обратном порядке это: External support – внешняя финансовая поддержка; Magnet Europe – магнетизм Европы; Smart strategies – умные стратегии; и главное – Great People – великие люди.

Относительно первой составляющей: финансовая поддержка Украины Западом, как МВФ, так и другими донорами, была постоянной. Но, несмотря на нее, страна оказалась в неприглядном положении. Скорее всего, из-за остальных, более важных, но провальных факторов. 

Второй из них – Магнетизм Европы, то есть тяготение к ассоциации с Евросоюзом, перевесил метания между Востоком и Западом лишь после Майдана. Только заметные изменения в настроениях украинцев кардинально повлияли на расстановку сил на политической арене: впервые на досрочных выборах в Верховную Раду прошли в подавляющем большинстве проевропейские партии.

Реклама

Увы, что касается третьей составляющей, то есть разумных стратегий, то их в стране не было.  Формально в начале прошлого года появилась презентованная президентом Петром Порошенко "Стратегия устойчивого развития "Украина-2020". Но это всего лишь перечень целей, направлений и приоритетов развития страны, а также показатели достижения этих целей. Целью реформ определено достижение европейских стандартов жизни и достойного места Украины в мире.

В документе декларируется, что в рейтинге Всемирного банка Doing Business Украина займет место среди первых 30 позиций. Рейтинг по обязательствам в иностранной валюте по шкале рейтингового агентства Standard and Poors составит не ниже инвестиционной категории "ВВВ". А валовой внутренний продукт (по паритету покупательной способности) в расчете на одного человека, который рассчитывает Всемирный банк, повысится до $16 тыс. Чистые поступления прямых иностранных инвестиций до 2020 года должны составить более $40 млрд., расходы на национальную безопасность и оборону – не менее 3% от ВВП. По индексу восприятия коррупции, который рассчитывает Transparency International, Украина должна войти в 50 лучших стран мира.

Каким образом реализовать – уточнений нет.

Наверное, с этой задачей легко бы разобрался Лешек Бальцерович, воплотивший экономические реформы в Польше.

Но главный, по мнению МВФ, фактор – "Great People – великие люди" – в Украине, в отличие от Польши с ее Бальцеровичем, напрочь не работает.

Также, в отличие от первых посткоммунистических президентов европейских стран, еще Леонид Кравчук начал формировать основу не для рыночных преобразований, а для перераспределения самых ликвидных активов в пользу отдельных лиц. Поэтому до сих пор реформы проводились по рецептам не МВФ и не светлых голов отечественных или зарубежных экономистов, а отечественных олигархов.

Более того, даже помощь МВФ сейчас ассоциируется с антинародными реформами, поскольку реальная власть так и остается у бизнес-групп.

Низы

К факторам, названным МВФ, я бы добавил то, что успешные реформы невозможны без обоюдного желания верхов и низов. Идеально, если снизу подстегивают проводить реформы. Почему же народ безмолвствует? Боюсь, что именно в силу тех исторических особенностей, на которые указывают читатели и с которыми трудно не согласиться. Народ, формировавшийся в условиях многовекового гнета, не верит в справедливость и дистанцируется от государства.

Недавно исследовательская компания GfK Ukraine по заказу проекта UNITER провела всеукраинский опрос по ряду утверждений из Всемирного исследования ценностей, чтобы сравнить ценности украинцев и жителей соседних стран.

Результат шокировал исследователей. Только 37% наших граждан верят в то, что "в конце концов тяжелый труд приносит лучшую жизнь". В то же время 63% считают, что "тяжелый труд, как правило, не приносит успеха, успех зависит от счастливого случая и связей". Во всех соседних странах – России, Беларуси, Молдове, Польше и Венгрии – большинство населения верит в труд.

Наверное, это тот случай, когда лечит время. Если со временем жизнь в стране начнет налаживаться, есть шанс, что ценности будут меняться и люди станут думать не как выживать, а как жить по-европейски. Но только после того как Гройсман или кто-то другой действительно "покажет, как управлять государством".