Гулять по Праге – думать о Киеве…

7 декабря 2018, 08:26

Здесь, на высокой горе Вышеграда, княжна Либуше предсказала появление Праги

Реклама

Гулять по Праге и думать о Киеве – занятие не из приятных. Гуляя по Праге, каждый правоверный (в смысле – несмотря ни на что, верящий в свой родной Город) киевлянин испытывает одновременно восторг и печаль.

Киев – во всяком случае на моем веку – никогда не будет выглядеть так, как Прага, сказочная, выпестованная, залюбленная, едва ли не вымытая шампунем!

Примут ли на моем веку в Киеве законы, подобные пражским? Например, здесь владелец исторического здания не имеет права поставить в него новую пластиковую раму – изволь сделать полный аналог старинной, той же формы, того же цвета и из того же материала. Воистину, один из главных талантов чехов – умение хранить свою старину и понимание ее самоценности. Так, большинство (70%) жителей Чехии люди неверующие, но атеизм ничуть не мешает им блюсти и реставрировать свои бесчисленные храмы – ибо это старина, это история, это, наконец, престиж и туризм.

Реклама

И именно в Праге на контрасте ты в полной мере понимаешь, что вся (!) история Киева – это бесконечная история разрушений, начатая еще при хане Батые, возобновленная при Союзе и крайне успешно продолжающаяся вплоть до наших дней.

Взять хоть теперь уже извечную боль от появления "черного квадрата" театра на Подоле, разделившего горожан на любителей современной архитектуры (презрительно бичующих "отсталых", влюбленных в свой старый "мещанский Киев") и любителей старины, возненавидевших новомодный "петин саркофаг".

Помнится, любители новой архитектуры тыкали в нос оппонентам рекомендацию ЮНЕСКО, мол, в историческом центре не стоит строить здания в стиле ретро – лучше использовать новые формы.

Реклама

Мое отношение к этой рекомендации всегда было спорным, но суть ее я поняла только в Праге, добравшись до знаменитого памятника Кафки. И дело даже не в том, что крутящаяся сразу во все стороны голова – весьма точный портрет писателя (говорю как писатель!), дело опять же в контрасте.

У памятника Кафки в Праге

До памятника я дошла не в первый день приезда, и даже не в первый свой приезд в Прагу.  Потому до встречи с Кафкой успела осмотреть уже столько старинных улочек с дивными домиками, костелов, скульптур и музеев, что чувствовала почти передоз от такого количества истории и такого количества сказочной красоты.

И в этот момент серебряный perpetuum mobile Кафки был как зерна кофе, которые ты нюхаешь в парфюмерном отделе, чтобы сбить запахи множества дорогих парфюмов и обнулить свое восприятие.

На фоне тотального и бесконечного памятника старинной архитектуры под наванием Прага новомодный шедевр и впрямь был совершенно прекрасен! И памятник Кафки, и знаменитый Танцующий дом подчеркивали, что жизнь древней Праги продолжается, она не остановилась в развитии, ее энергия не стала застывшей и мертвенной... и чехи знают толк в новомодных тенденциях.

Но, в отличие от киевлян, не страдает комплексом Прони Прокоповны, готовой отказаться от своей истории ради первой попавшейся одежки "по модньому". И есть, черт возьми, разница между яркой деталью, лишь подчеркивающей красоту громадного старинного города, и бездарным псевдо-шедевром, изуродовавшим и без того полумертвую старинную улицу, треть домов которой погибают под строительной сеткой.

Эх, эх…

Либуше предсказывает появление города. Мозаика внутри башни с часами Орлой

Стоит ли вообще травить себе душу и сравнивать Прагу и Киев?

И все же, хочешь не хочешь, а сравнение напрашивается – у Киева и Праги действительно много общего. Прежде всего возраст – они ровесники и имели одинаковый старт. (И, закрывая глаза, я пытаюсь представить себе мой Киев, застроенный таким же количеством сохранившихся старинных зданий, как в Праге, и вижу удивительный древнерусский град-сказку). Но, увы, в дальнейшем истории городов пошли разными тропами, и в то время как король Карл IV начинал строительство будущего Карлова моста, наш древний Киев уже лежал в руинах…

У Киева и Праги похожие легенды. Как известно, появление града Кия предсказал сам апостол Андрей Первозванный, который вышел на холм и сообщил, мол, здесь "будет город великий и много церквей Бог здесь воздвигнет".

В случае с Прагой роль предсказательницы сыграла княжна Либуше. Согласно первой легенде Чехии, дочь князя Крока вышла на скалу нынешнего Вышеграда и предрекла "Вижу великий я град, славой достигший до неба".

К слову, о горах… Как и старый Киев, часть старой Праги стоит на высоких холмах. И, приезжая сюда, я каждый раз грущу, что наш Город умудрился утратить даже эту свою достопримечательность.

Вот Прага явно гордится своими видами и любовно лелеет свои "обзорки" – то там, то тут у тебя буквально захватывает дух от вида многобашенного города с красными черепичными крышами. И ты вполне можешь почувствовать себя княжной Либуше и изречь новое пророчество…

От ворот дворца президента Чехии открывается умопомрачительный вид. К слову, подобный вид мог бы открываться и от киевской Администрации президента, кабы не плотная застройка холма

В свое время, благодаря лысым, лишенным деревьев горам и многочисленным перепадам высот, Киев состоял из бесчисленных обзорных площадок, а бескрайние и романтические киевские виды вызывали бесконечные восторги приезжих, запечатленные во многих мемуарах. Трудно поверить, но раньше, стоя, например, на площадке Андреевской церкви, можно было увидеть одновременно все сотни церквей нашего града. Увы, нынче большинство видов перекрыты массовой и хаотичной многоэтажной застройкой и, как ни странно, многие современные киевляне зачастую даже не осознают, что Киев стоит на горах. А из смотровых площадок у нас остался минимум – небольшой кусочек на Владимирской горке, в Мариинском парке, на Замковой горе и та самая паперть Андреевской церкви, с недавнего времени снова открытая для посещения.

Не менее головокружительный вид в пражском парке у подножия Страговского монастыря

 Как и "Повесть временных лет", зафиксировавшая наши легенды об апостоле-пророке, основателе Города Кие и двух его братьях, "Чешская хроника" Козьмы Пражского тоже датирована XII веком. В ней и рассказано о мифической княжне-основательнице Либуше и двух ее сестрах колдуньях-волшебницах – врачевательнице Казе и жрице Тэтке. По мнению историков, сама легенда о дамах-магах-правительницах – память о матриархате. Как и сопутствующая легенда о женщинах, отказавшихся по примеру Либуше выйти замуж и покориться мужчине, построившим напротив Вышеграда свой замок Девин и устроивших девичью войну.

У чешских "амазонских" историй множество вариаций. По одной из них, коварные девы привязали некую красавицу Шарку к скале, а воин Цтирад клюнул на приманку, пришел освобождать красотку и был жестоко убит ее подругами. Месть мужчин была страшной. Они изобрели свой "сыр в мышеловке" – пообещали сдать Вышеград на милость "амазонкам". Когда же те заявились на пир как победительницы, обезоружили их и убили. Коварная Шарка была похоронена заживо. Такой вот печальный финал чешского матриархата…

…продолжившийся спустя столетия массовым сожжением местных ведьм. Экскурсовод, водившая меня по Праге, утверждала, что сжигали колдуний на Староместской площади и даже, уверенно топнув ногой, указала мне конкретное место сожжения, неподалеку от часов Орлоя и 27 крестов (место казни чешских патриотов, обезглавленных 21 июня 1621 года).

Я, впрочем, пока не обнаружила информации подтверждающей ее ведьмацкую байку. Но несомненно одно – как и Киев, Прага город мистический. Тут вам и ведьмы, и амазонки, и легендарный Голем, и привидения, и водяной, и вампиры, и местный Фауст, и языческая Марена.

Статуя Водяного

При том, все легенды Праги подробно и неоднократно записаны, изданы, проиллюстрированы, популяризированы, использованы для создания Музея призраков, экскурсий, скульптур – памятник ведьмам-полетухам, статуя водяного, изваяние проклятого рыцаря. Уже в аэропорту Праги вам предложат купить сборник мистик-историй и рассказ о Големе на разных языках.

В то время как в нашем Городе, – задумайтесь! – до сих не издано ни единой книжечки из серии "Легенды и сказки Киева". Ни на русском, ни на украинском, ни на английском тем паче.

И вот тут, пожалуй, я готова предъявить претензии исключительно себе, и пообещать, что в обозримом будущем непременно подготовлю такое издание.

Раз уж это единственное, что я могу сделать для Киева – и сделать это не хуже, чем в Праге.