Игра на "великой шахматной доске" началась

18 июля 2018, 10:25

Во время своего недавнего европейского турне президент Трамп в очередной раз назвал двух главных соперников США – это Россия и Китай. Правда, в контексте торговых отношений досталось также и ЕС, но это, скорее, было тактическим ходом, направленным на то, чтобы выбить европейцев из "зоны комфорта". Дело в том, что США и ЕС всегда находились в состоянии соперничества, продиктованного законами экономики, нормального капитализма. Однако речь никогда не шла о политических расхождениях или о вражде. Именно поэтому на протяжении трех лет, начиная с 2013 года, и велись переговоры о трансатлантическом торговом соглашении (TTIP), пока США из него не вышли в 2016. Однако если суть противоречий США с ЕС лежит все же внутри парадигмы "единства западных демократий", то отношения с Россией и Китаем находятся на совершенно других плоскостях. Понять происходящее проще всего, если взглянуть на некоторые цифры.

Китай является крупнейшим экспортером в мире с объемом экспорта 2,26 трл. долларов. Это на 30% превышает экспортный потенциал США и на 40% экспорт Германии, занимающих второе и третье места, но зато в семь раз больше экспорта России. Китай обладает самыми большими форекс-резервами в мире – 3,16 трл. долларов, что в 10 раз больше золотовалютных запасов России, почти в три раза больше Японии (второе место в мире) и в четыре раза больше легендарной Швейцарии (третье место). США по понятным причинам тут вообще не в счет. Армия КНР является самой многочисленной в мире, в два раза превышая по этому показателю ближайших конкурентов – США и Россию. При этом расходы Пекина на оборону уступают только США (и существенно, в 3,5 раза), превышая, в свою очередь, расходы России в 4 раза. Запасы сланцевого газа в Китае в полтора раза превышают запасы этого ресурса в США, и примерно равны совместным резервам лидеров "сланцевой революции" – США и Канады. Китай является крупнейшим покупателем российской нефти и вторым в мире импортером нефти после США. Наконец, важны объемы двусторонней торговли. Товарооборот Китая и США в 2017 году достиг почти 600 млрд долларов при позитивном для Китая сальдо в 276 млрд. Для сравнения торговля Поднебесной с Россией в семь раз меньше, а торговля между США и Россией всего 24 млрд., хотя и выросла в 2017 году (и это не смотря на санкции) примерно на 17% при негативном для США балансе в 10 млрд. долларов. Учитывая действующий режим санкций, удивительно, что и поток американских инвестиций в РФ не только не прекратился, но увеличился до 10.6 млрд долларов в 2016 году (рост почти на 24% по сравнению с 2015 годом).

Реклама

Таким образом, для Китая США – это огромный, важнейший рынок, но и соперник с военной точки зрения, для США Китай – проблема экономики номер один, учитывая огромный дисбаланс в торговле. В то же время, в Пекине Россия рассматривается как важный поставщик ресурсов, но не более. А вот тот факт, что не взирая на собственные санкции США активно торгуют и инвестируют в Россию, свидетельствует о крайней прагматичности американцев. В тех случаях, когда им это выгодно, отношения с Москвой поддерживаются, и жесткая риторика на политическом уровне тому не помеха. При этом, в отличие от эпохи противостояния Вашингтона и Москвы во времена Холодной войны, у США, очевидно, нет цели разрушить экономику РФ, иначе меры по принуждению Путина к миру были бы значительно более радикальными. Любопытно, что и по отношению к Китаю наблюдаются удивительные вещи. Как установили эксперты агентства "Блумберг", огромное число взаимных ограничений в двусторонней торговле, недавно введенных как со стороны Вашингтона, так и Пекина, как оказалось, касаются товаров, которыми они просто не торгуют, или объемы взаимных поставок которых минимальны. Например, под дополнительные пошлины попал импорт электроэнергии, трубопроводного и сжиженного газа из Китая в США (нет такого). Такая же ситуация с живой форелью, кассетными и радио проигрывателями для автомобилей и целым рядом других товарных позиций. Длинные списки из сотен товарных позиций оказываются блефом.

Проблема, как кажется, заключается в том, что сознательная дезинформация и беспринципность в современной международной политике окончательно приобрела характер нормальной и взаимоприемлемой практики. США и ЕС ввели санкции против России, однако и торговля продолжается, и инвестиции поступают. В 2017 году торговля Украины с РФ достигла рекордных за последние годы 11.1 млрд долларов при негативном сальдо в 3.3 млрд. долларов (и это при отсутствии закупок газа). Чемпионат мира по футболу в России стал бенефисом Путина (как сказал Трамп в Хельсинки, поздравляя президента РФ, – лучший чемпионат мира в истории), в котором приняли участие граждане тех самых стран, которые гибнут от "новичка", сгорают в сбитых самолетах, и не могут найти решение проблемы мигрантов, спровоцированной действиями РФ в Сирии. Для того, чтобы сдержать российскую агрессию, военные контингенты Бельгии, Хорватии, Франции размещены в Литве, британские солдаты – в Эстонии и Польше, Испании – в Латвии. В это же самое время их сограждане не только играют в России в футбол, но сполна наслаждаются "за поребриком" русским гостеприимством. Спорт вроде бы вне политики, однако лидеры целого ряда стран ЕС лично посетили Россию, а президенты Франции и Хорватии даже намокли под щедрым московским дождем во время награждения. Сухим из воды вышел только Путин.

Прошедшую 16 июля в Хельсинки "историческую" встречу Трампа и Путина можно помещать в учебники по международным отношениям. Ее "историчность", прежде всего, заключается в том, что впервые за послевоенный период президент США выглядел попросту беспомощным рядом с мастером манипуляций и блефа Владимиром Путиным. Не так уж и важно, о чем они договаривались тет-а-тет, поскольку Конгресс США мудро ограничил возможности Трампа действовать в отношении России. Значительно более негативным фактором является прецедент, когда ценности, традиционно приписываемые Западу, были на глазах всего мира принесены в жертву сиюминутным политическим интересам главой государства, считающегося оплотом западной демократии. Вывод о том, что Европа должна рассчитывать только на себя, который некоторое время назад сделала фрау Меркель по поводу новой политики США, теперь приобрел визуальное и вербальное подтверждение. Не только Европа, но и все остальные теперь должны рассчитывать только на себя, или, что значительно хуже – на Россию. Трамп подтвердил, что слово офицера КГБ для него не менее, если не более важно, чем доклад собственных спецслужб, борьба с "Северным потоком-2" имеет для США не политический или ценностный, а чисто коммерческий характер, угрожающее Израилю присутствие Ирана в Сирии нейтрализуется только с участием Москвы, а чемпионат мира по футболу в РФ "был лучшим в истории". Вопрос о том, был он искренен или блефовал остается открытым.

Реклама

События в Хельсинки полностью затмили другое важное событие -  саммит ЕС-Китай, который прошел в Пекине. В саммите принял участие премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, председатель Европейского совета Дональд Туск и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. На повестке саммита были вопросы торговли, денуклеаризации Корейского полуострова, СВПД, ситуация в Сирии и Афганистан. Накануне саммита высокопоставленная делегация КНР посетила ряд европейских столиц с намерением заручиться поддержкой ЕС в торговом противостоянии с США. Однако желаемой цели китайцы не достигли. В Пекине Туск призвал страны Европы, Китай, США и Россию работать сообща, чтобы избежать торговых войн и не допустить более серьезных последствий для мировой экономики. Учитывая, что США уже обратились в ВТО с жалобой на введение со стороны ЕС и Китая ответных ограничительных мер, которые Вашингтон считает несправедливыми, подобное обращение выглядит вполне логичным. Нелогичным является появление в списке тех стран, к которым апеллирует Туск, России, доля которой в мировой торговле пренебрежимо мала по сравнению с лидерами. Евросоюз и КНР подписали несколько меморандумов о взаимопонимании, касающихся сотрудничества в области торговли, инвестиций и таможенного регулирования. Важно также, что в Пекине стороны подтвердили приверженность ядерному соглашению с Ираном, из которого Трамп решил выйти. Однако является ли это решение окончательным до сих пор остается неясным, поскольку сначала ЕС, а теперь Россия и Китай заявили о приверженности достигнутым ранее договоренностям. США официально отказали ряду европейских компаний в исключении из режима санкций, касающихся ряда отраслей, в частности – энергетики.

Окончательное решение относительно этого вопроса будет принято в конце июля, и крайне интересно, как будут развиваться события в свете "новых" отношений Трампа с Путиным и зафиксированной в Пекине единой позиции ЕС и Китая. Похоже, что на "великой шахматной доске" началась новая партия, в которой стороны еще не определились, кто играет белыми, кто черными, а кто нажимает на таймер.