Или гнать нам эту власть

20 апреля 2015, 15:36

Недель несколько назад вожди Украины погрузили нас в проблему реструктуризации внешних долгов Украины.

И таки да, погрузили: Год назад власть предержащие просто не напоминали нам о высокой вероятности такого серьёзного испытания. И не брали на себя никаких адекватных обязательств по мобилизации отечественных бизнесов, производительных сил для (хотя бы!) снижения остроты финансовых неувязок. Наши политики, видимо, случайным образом возглавили Украину. Уж, по крайней мере, запоминающихся обращений к бизнесу не было.

Реклама

И это проблема: Провал реструктуризации сгенерирует вулкан финансовых потрясений с плохо прогнозируемым завершением для украинской государственности в целом (учитывая особенности поведения нашей младшенькой северной сестрички). А уж про маленького украинца и упоминать не стоит…

Верю в Яресько!

Позиция министра финансов является весьма профессиональной. Она достаточно полно освещена в СМИ и поэтому не буду терзать читателя пересказами того, что они и так знают. Учитываю хорошие волевые качества министра и надеюсь на более-менее успешное решение проблемы реструктуризации внешних долгов.

Реклама

Но на "реформы" бизнес смотрит со скепсисом

Но не могу отделаться от впечатления, что министры наши даже и не догадываются, что фундаментальное (и перспективное!) разрешение проблемы погашения внешних долгов зависит от тех, которые разуверились в творческих способностях власти. То есть, мои постоянные разнообразные контакты с нашими предпринимателями убедили меня в том, что бизнес с небывало высоким скепсисом относится к "реформам". И, к сожалению, официальная статистика подтверждает их отношение к обещаниям правительства. Приглашаю к цифрам.

Например, уже второй год со все возрастающей скоростью падают объемы розничной торговли. За первый квартал текущего года они упали на 24%, в то время как год назад падение было "всего лишь" на 9%. И это в действующих ценах. А до прихода к власти "реформаторов" и люстраторов розница в основном росла. То есть, украинцы, в особенности малый и средний бизнес, были уверены в завтрашнем дне. Исключение составляет лишь время мирового финансового кризиса – 2009 год. А сегодня, если учесть инфляцию, то падение розницы будет необыкновенно высоким. Похожее было лишь в начале лихих 90-х.

Реклама

Конечно, стремительное падение гривны и последующее снижение импорта (и авто, и многих других уже привычных товаров закордонного производства), скорее всего, есть чуть ли не главным фактором падения разницы. Но мы-то кушаем всё меньше и меньше. И это при стремительно выросшем производстве зерна и зернобобовых и головокружительном росте их экспорта! За минувший аграрный год Украина экспортировала 28 млн. тн. этой продукции. Космос!

При всей моей личной профессиональной симпатии к министру АПК Алексею Павленко не могу не удивиться фактическим отсутствием системных усилий по поднятию нашего АПК до уровня мощного локомотива экономики в целом. И пока что мы с тревогой можем констатировать сформировавшееся уже в текущем (!) году устойчивое снижение объёмов производства важнейших продуктов нашего животноводства: мяса, молока, яиц. До года текущего (всего лишь несколько месяцев назад!) мы длительное время тихо радовались уверенному росту этих важнейших, интегральных и финальных видов продукции нашего села.
Особенно тревожит укрепляющаяся тенденция де-индустриализации Украины. За первые два месяца текущего года индекс промышленной продукции упал до 78,3% к соответствующему периоду прошлого года (было продолжено "достижение" предшествующего года). Хуже всего, что это снижение сформировано главным образом падением индекса инвестиционных товаров – 72,8%. Видимо, скоро даже наши самые пылкие закордонные друзья исключат Украину из перечня промышленно развитых стран.

Морская индустрия

Конечно же, не могу не вспомнить о совершенно идиотской ситуации, сложившейся в этой сфере. Благодаря проф. Алексею Котлубаю мы уже знакомы с системной оценкой положения дел в этом кластере, в этом конкурентном преимуществе нашей экономики.

Добавлю только следующее. Весьма скромная по значению фрахтовая ставка составляет примерно 30 дол. за тонну. Каждый год иностранные судовладельцы через наши порты вывозят, ввозят, провозят транзитом грузов в объеме примерно 130-140 млн. тн. Ну, а дальше даже самые осторожные расчеты показывают: мы каждый год теряем примерно 4-5 млрд. дол. США. Нам эти деньги не нужны?

Похоже, после 2004 г., после ликвидации специального регулирования судостроения наша власть так и думает…

Обобщая материалы колонки, спрашиваю: "И что же мы будем делать с нашей властью?"