Инвесторы – не лохи

17 января 2019, 12:24

Новый пожар в самом сердце Киева (старинный особняк на улице Грушевского, 4-Б работы выдающегося киевского зодчего Владимира Николаева) опять всколыхнул активистов. Они уже невольно начали складывать руки в отчаянии от того, что сколько ни воюй за сохранение культурного наследия – а дома один за другим то сгорают, то обрушиваются, а то самым наглым образом их сносят новые собственники. О пожаре писали в прессе и показывали по телевизору, ведь место непростое – рядом Майдан Независимости и рукой подать до горадминистрации, Кабмина и Верховной Рады.

Говорят, есть планы построить там небоскреб. Полагаю, общественный резонанс не допустит этого, и для небоскреба найдется более подходящее место. Поэтому еще раз вернусь к вопросу, который задавал в колонке Черные пятна на карте Киева от 11 января: есть ли куда развиваться Киеву? 

Реклама

Для небоскребов места хватает…

Поскольку под "развитием" я имел в виду урбанистическое развитие различных городских систем (транспорт, пешеходная инфраструктура, экология, здравоохранение и другие), их взаимодействие между собой и с жителями города, теперь уточню более узко, как это буквально восприняли некоторые читатели: есть ли место для новых строек? Я в колонке прямо ответил: да, на месте деградированных промзон.

Ту колонку десятки людей перепостили в Фейсбуке, в том числе в самых разных группах, посвященных Киеву. В обсуждениях мне досталось от многих, кто хотел бы оставить все как есть. 

Реклама

Во-первых, многие не принимают изменения, которые идентичны тем, что уже сделаны в минувшие десятилетия или делаются в рамках реновации промышленных территорий прямо сейчас в Европе. Киеву, в котором  почти десятую часть площади занимают промышленные и складские территории (что раза в три больше, чем в европейских столицах), в этом направлении еще работать и работать. 

Таких людей не купишь никакими реновациями заброшенных заводов, никакими современными квартальными застройками. Им, чья картина мира держится на вечном отставании Украины от мировых стандартов, в неуютном городе комфортнее, чем если бы вокруг была Швейцария или Швеция. В неустроенной столице удобнее переживать собственную неустроенность и беспощадно критиковать все без разбору. 

Во-вторых, много критиков реновации среди тех, кто развалины промпредприятий, эту потенциальную техногенную угрозу и источник экологических загрязнений, называет не иначе как "рабочие места", уподобляясь в этом политикам перед местными выборами.

Реклама

Критики даже не обратили внимания на то, что я не призывал полностью уничтожать киевскую промышленность. Мы, увы, не небольшой уютный Вашингтон, который я люблю. Американская столица живет без промышленности (за исключением полиграфической), а местные жители заняты в сферах госуправления, услуг, образования, науки, финансов. Киев слишком долго и усердно делали индустриальным центром Украинской ССР, а не столицей государства. Просто Киеву нужна совершенно другая промышленность.

По данным городских властей, около половины промышленных предприятий имеют устаревшие, экологически вредные технологии, изношенные фонды. Многие из них прекратили производственную деятельность еще в 90-х-нулевых годах, поскольку их продукция оказалась неконкурентоспособной в условиях рыночной экономики. В результате в промзонах возникли деградированные, экологически и социально опасные территории, опустошенные цеха, пустыри и стихийные свалки. 

Буду называть конкретно. В первую очередь это касается участков экологически опасных промышленных и коммунально-складских предприятий с крайне низким уровнем бюджетной и экономической эффективности типа заводов, чьи территории давным-давно превратились в руины – "Радикал", "Асфальтобетонный завод" или "Киевхимволокно". Да и многих других, кому удалось просуществовать чуть дольше. Вы их хотите оставить?
В то же время есть примеры предприятий, которые успешно внедрили энергосберегающие экологически безопасные технологии, роботизировали производственный цикл (среди них заводы с советским прошлым "Укрпластик", "Фармак", "Оболонь", "Славутич") – как их можно выселять из Киева, тем более что они крупные налогоплательщики? 

Промышленные зоны исторически сложились в виде промрайонов, промузлов и отдельно расположенных предприятий, находящихся в основном в центральной зоне Киева. И вообще большая часть промышленных территорий расположена на правобережье и   ни по функциональным признакам, ни по качеству и характеру застройки не соответствует современным градостроительным требованиям. Сами владельцы производств с удовольствием перенесли бы их в населенные пункты с низкой стоимостью земли, ведь в Киеве, да еще в центральных районах, стоимость земельного участка очень велика, что увеличивает себестоимость продукции и делает ее неконкурентоспособной. 

Для застройщиков одним из самых важных факторов застройки промзон является то, что строительство на промышленных территориях не вызывает сопротивления общественности, поскольку площадки новостроек достаточно изолированы от застроенных микрорайонов.

…А для современной промышленности не хватает инвесторов

Плохо, что остается только помечтать о том, чтобы на месте опасных производств и складов развивались наукоемкие и высокотехнологичные предприятия, формировались научно-инновационные центры. Чтобы дело не ограничилось только пустыми словами о создании индустриальных и технопарков. Потому что инвесторов разговорами не привлечешь.

Городские власти, начиная еще со времен Александра Попова, не нашли инвесторов для одного-единственного разрекламированного инвестпроекта, предусматривающего строительство новых объектов для легкой промышленности, фармацевтики, переработки, логистики, научных и других секторов. 

Он начинался шесть лет назад, в 2013 году – проект строительства индустриального парка "Киевская бизнес-гавань" на участке до 220 га на ул. Пуховской в производственно-складской и рекреационной зоне, граничащей с ТЭС, который и новая власть продолжает представлять на международных инвестиционных форумах и архитектурных выставках. 

Я порылся в интернете – на сайте горадминистрации периодически появляются пресс-релизы, показывающие, с какой прытью готовится знаковый для городской власти проект. Осенью 2016 года: "К лету 2017 года будет подготовлена градостроительная документация, сделан землеотвод участков, чтобы потом делать открытое роад-шоу, ездить в Европу, возможно, в Китай, для поисков инвестора". Осенью 2017 года: "В следующем году будет сделан отвод земельных участков и подготовлена концепция индустриального парка".  

В конце 2018 года распоряжением был утвержден план работы на 2018-2020 годы по выполнению задач Государственной стратегии регионального развития, в соответствии с которым до конца 2020 года намечено утвердить эту самую концепцию. 

Такой, казалось бы, знаковый проект, как индустриальный парк на Троещине, по иронии судьбы начинает напоминать пресловутое метро туда же.