Как достичь общественного спокойствия: казахстанский пример

14 августа 2021, 16:35

В нынешнем году тридцатилетие независимости вместе с Украиной будут отмечать и другие государства, когда-то бывшие советскими республиками. Каждое из них подводит итоги "свободного плавания" в океане мировой политики. Успехи и неудачи могут касаться различных сторон национальной жизни – вопросов экономики, социальной, военно-политической и других сфер.

Один из критериев прогрессивного развития страны – сохранение общественного мира и согласия. Пусть сами эти две вещи "на хлеб не намажешь", но они являются теми факторами, которыми обеспечивается сама возможность оптимистически оценивать национальные перспективы и уверенно планировать курс государственного строительства.

Реклама

К сожалению, мир и согласие стали прочной реальностью лишь в некоторых постсоветских странах. Одна из них – Республика Казахстан, к опыту которой следует внимательно присмотреться.

Казахстан от Украины географически далёк, но при этом духовно близок. В обеих странах формирование титульных наций происходило в условиях отсутствия своей государственности или в её квази-государственных формах.

В обеих странах мечта к национальной свободе была рождена поэтическим творчеством: в Украине – Тараса Шевченко, в Казахстане – Абая Кунанбаева. Народы обеих стран на себе познали те последствия, которые несет отсутствие государственности: голодоморы, деэтнизацию, репрессии против носителей национальной идеи, хозяйственную гигантоманию с ужасающими последствиями для экологии и т. д.

Реклама

Пребывание казахского и украинского автохтонных этносов в разных культурных пространствах не оказалось непреодолимым барьером для непосредственных межэтнических контактов. Украина расположена на перекрестке европейского и азиатского пространств и формирование здесь автохтонного славянского по своей принадлежности этноса сопровождалась его контактами с выходцами из Великой степи – скифами, хазарами, печенегами, половцами.

Некоторые тюркские группы инкорпорировались в Киевскую Русь в качестве защитников её южных рубежей, а потом ставали частью нового военного сословия – казаков. Само это слово, означающее в тюркских языках " свободный человек", практически тождественно этнониму "казах", который несёт тот же самый семантический смысл. Есть много других следов тюркского наследия в украинском языке и культуре, достаточно прочитать труд современного казахского поэта и писателя Олжаса Сулейманова "АЗ и Я", содержащий этимологический и семантический анализ лексики "Слово о полку Игореве". Казахстан расположен на ином перекрёстке – Центрально-Азиатском.

Здесь тоже формировалось многоэтничное сообщество – за счёт русских, украинских и других переселенцев, многие из которых были жертвами политических репрессий, различных этнических групп из Центральной Азии и Сибири.

Реклама

Надо отметить, что история Казахстана – это и история казахстанских украинцев. Украинцы прибывали в Казахстан в несколько этапов. Принято считать, что украинцы появились там как целинники. Но и до этого были волны притока украинцев. Первая берет начало еще в 18 веке, далее были переселения в ходе Столыпинской реформы, коллективизации 1920–1930-х годов, эвакуации промышленности во время советско-германской войны и, наконец, освоение Целины. По состоянию на 1989 год в Казахстане насчитывалось почти 900 тыс. украинцев. Украинцы внесли в жизнь казахстанского общества значительный вклад. Они стали активными участниками его индустриального и аграрного развития.

Многие казахстанцы с помощью Украины получили путевку в жизнь в советское время. Знаково, что первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев окончил училище в Днепродзержинске (сейчас Каменское), получил специальность горнового, что привело к его знаменитой проходной, открывшей дорогу в жизнь.

Многоэтничность и мультикультурность любой страны – двойственный фактор. Он может стимулировать и взаимное культурное обогащение, и межэтнический конфликт. Особенно опасна ситуация перехода – от безгосударственности к государственности.

И в Украине, и в Казахстане она сопровождалась опасениями, что может утвердиться этнический национализм автохтонных титульных народов, которые начнут использовать свой численный перевес для дискриминации меньшинств, для создания для себя экономических, политических и социальных привилегий. Случись такое – и в обеих странах вспыхнул бы общественный конфликт. Даже сами предположения такого рода провоцировали брожения в общественных настроениях.

Казахстан и Украина избежали этой опасности, ставши на путь национального строительства на принципах гражданской принадлежности, т. е. формирования полиэтнических наций сограждан при сохранении интегрирующей роли титульных этносов.

Казахстан с достоинством вышел из непростой ситуации демократического транзита и внедрил модель общественного народного согласования стратегии развития страны на основе интересов, общих для всей нации. Инициатором и автором этой модели явился первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Его политический опыт и мудрость определили последовательность тех шагов, которые позволили стране избежать конфликта и раскола. Смысл этих шагов состоял в утверждении в общественном сознании понимания ключевых национальных интересов.

Прежде всего, глава государства сумел убедить свой народ, что его будущее будет зависеть, с одной стороны – от неприкосновенности государственных границ, а с другой стороны – от признания самим Казахстаном реально существующих границ с соседними государствами.

Далее президент предложил казахстанцам модель модернизации, наиболее приемлемую для большинства. Такой моделью стала сингапурская с поправками на казахстанскую специфику. Проведением модернизации, введением национальной валюты, созданием мощного слоя собственников была заложена основа для социального консенсуса, чему способствовало также формирование конституционного строя и правовой системы.

Важным фактором национального единства казахстанцев стало формирование в соответствии с президентским видением внешнеполитического курса, нацеленного на защиту интересов страны на международной арене. Прежде всего, был создан институциональный каркас системы региональной безопасности, в т. ч. вхождением Казахстана в Шанхайскую организацию сотрудничества, в Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Казахстан был председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году, в Организации исламская конференция в 2011 году (ныне Организация Исламского сотрудничества), непостоянным членом Совбеза ООН 2017–2018 гг. Создано Казахстанское международное агентство оказания помощи "KazAID".

При этом стратегическим направлением было определено проевропейское и в целом прозападное, в т. ч. курс на утверждение демократии с заимствованием западного опыта. Нурсултан Назарбаев трезво оценил расхождение между западной ориентацией и рудиментами традиционных национальных ценностей. Была создана специальная программа "Болашак", по которой свыше 15 тыс. молодых людей из семей с разным достатком получили возможность обучаться за рубежом. Многие получили возможность, благодаря знанию иностранных языков и образованию, работать в международных организациях. Территория Казахстана стала частью всемирного торгового пути от Южно-Китайского моря до Нормандии.

Успех казахстанской формулы общественного согласия во многом определён избранной по достижении независимости президенско-парламентской моделью, в которой президентская вертикаль выступает в качестве фактора, стимулирующего ускоренную политическую модернизацию.

Хозяйственные и структурные преобразования Казахстана подтверждают, что экономический успех страны во многом определяется эффективностью её политических и управленческих институтов. Благодаря им страна сумела успешно реализовать программы своего развития. Первая, принятая еще в 1997 г., была ориентирована до 2030 г. Когда она принималась, то мало кто верил, что ее удастся осуществить в стране, находившейся на задворках советского хозяйственного комплекса.

Но уже в 2006 г. она вошла в число 50-ти конкурентоспособных стран мира по оценке Всемирного экономического форума. Новая цель – к 2050 г. войти в число 30-ти развитых стран мира, т. е. фактически войти в клуб стран Организации экономического сотрудничества и развития – самых богатых и развитых. В развитие этой стратегии правительством был принят комплекс программ, касающихся повышения уровня индустриально-инновационних технологий, образования, здравоохранения. Среди них выделятся программа "Нурлыжол" ("Блестящий путь" по-казахски). Главная ее задумка – соединить регионы со столицей и крупными городами по лучевому принципу, для чего завершается строительство соответствующей сети автомобильных дорог.

Наибольшие сложности ожидали Казахстан и его первого президента в сфере межэтнических отношений. Его авторитет и влияние позволили добиться согласия всего населения страны, что консолидирующая, государствообразующая роль будет отведена автохтонному казахскому этносу, т. е., полиэтническая казахстанская нация будет нацией этноядерного типа.

Вторая сложность, которую преодолевает Казахстан, – это решение языкового вопроса. Следует отметить, что для Казахстана его решение усложнялось полной несхожестью Казахского и русского языков, когда русский при этом является средством личного и делового общения для значительной части населения. С одной стороны, принадлежность казахского языка и русского языков к разным языковым семьям в какой-то мере оберегает "чистоту" каждого из них.

С другой стороны, это же обстоятельство создаёт сложности делового общения, особенно в системе государственного управления. Первый Президент пошёл на трудный шаг – в ситуации, которая требовала возрождения и развития казахского языка, он настоял, чтобы наряду с ним государственным языком был утверждён и русский.

Опасность же раскола страны по языковой линии последовательно устраняется мерами по развитию сети курсов по изучению казахского языка, по совершенствованию методики его преподавания и т. д. Казахстан предложил и свою организационную модель достижения межэтнического согласия в виде Ассамблеи народов Казахстана, успешно действующей в течении последних 25-ти лет.

Известно, что успехи народа определяются мудростью его руководителей. С другой стороны, пребывание при власти мудрых определяется мудростью народа. Оставляя добровольно в 2019 г. свой пост, подводя итоги своего почти 30-ти летнего правления, Нурсултан Назарбаев мог уверенно считать, что народ не ошибся в его мудрости, как и он не ошибся в мудрости своего народа. Будущее страны проистекает из его прошлого.

Хочется верить, что будущее Казахстана будет достойным трудам, затраченных теми, кто стоял у потоков его независимости.

Рафальский Олег Алексеевич
доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент НАН Украины,
вице-президент НАН Украины,
директор Институту политических
и этнонациональных исследований НАН Украины