Как убить собственную добычу газа за деньги ЕБРР

23 августа 2016, 13:37

НАК Нефтогаз Украины летом этого года взял деньги ЕБРР на покупку газа в Европе, вышел на рынок газа промышленных потребителей Украины с дисконтным предложением в сентябре для привлечения новых клиентов, тем самым увеличив долю российского газа в ущерб национальным производителям.

Зачем НАК брал кредит у ЕБРР и "осваивал 300 млн долларов" на покупку газа в Европе (газ – российский, не сомневайтесь, только куплен в Европе), если потом он вышел с дисконтом на рынок промышленных потребителей? Если у НАКа есть лишние деньги, чтобы демпинговать – может пусть делает скидки населению?

Реклама

Зачем распродавать газ в сентябре, если впереди – зима? Зачем увеличивать долю европейского газа на внутреннем рынке?
У меня только один ответ – частная добыча снова начала слишком развиваться! (ну и пару миллионов заработать на российском газе для немцев, и еще отдать за это процент по кредиту – кто запретит?)

Итак, на фоне парадов и скандалов, приуроченных, аккурат ко Дню Независимости, на фоне слива информации о том, что таки Россия финансировала провокации в 2014 году, как-то начали размываться впечатления от деятельности наших реформаторов.

А между тем, не только с помощью электронного декларирования имущества чиновников можно бороться со старой политико-экономической структурой. Можно, например, поломать вертикаль злоупотреблений с помощью ликвидации этих структур или, наконец, раз и навсегда разрушить эту уродливую надстройку над украинскими добывающими компаниями по имени НАК Нафтогаз Украины. Надстройку, которая, как пылесос, высасывает деньги со всей экономики страны, аккуратно пакует их в пачки и отправляет в Германию – к истинным бенефициарам российской нефтегазовой провинции.

Реклама

С января по май 2016 года эта структура, построенная Бакаем, ничем себя не проявляла. Более того, она служила буфером для Укргаздобычи, собирая деньги с населения и не мешая россиянам ремонтировать Северный Поток. Мне даже показалось, что судебные иски на Газпром и грядущее отделение газотранспортной системы и подземных хранилищ газа могут оправдать существование этого юридического новообразование, но нет, не для этого Бакай его создавал.

Вчера прошла новость о том, что "НАК Нефтогаз снижает цены для промышленных потребителей в среднем на 7%". Причем снижает только для тех, у кого нет задолженности и, кроме того, для тех, кто берет с отсрочкой, цена будет несколько иная.

Казалось бы, в чем проблема: один из участников нефтегазового рынка работает с потребителями – имеет право! – ведь он выплачивает налоги и ничего не нарушает?

Реклама

Поясняю: НАК Нефтогаз, который торгует газом – он торгует не только газом украинских производителей, он еще торгует газом российского и норвежского происхождения, тем самым ликвидирует дефицит газа, который образуется между 20 миллиардами газа собственной добычи и 34 миллиардами собственного потребления. Он располагает доступом в подземные хранилища и выполняет обеспечивающую и регулирующую функцию на рынке. Например, должен купить газ летом и хранить его до зимы, чтобы в момент наибольшего спроса поддержать рынок и не допустить холода в наших домах.

Вместо этого НАК Нефтогаз вышел на рынок промышленных потребителей в сентябре, когда надо продолжать накапливать газ в хранилищах.

Если внимательно вчитаться в пресс-релиз национальной компании, становится ясным, что "компании, которые не имеют задолженности" – это новые контрагенты. НАК не хочет просто заработать денег, злоупотребив кредитом и своим монопольным положением, не хочет потерять прибыль, работая со старыми клиентами – он хочет отобрать клиентов у частных компаний.

Хочу разъяснить ситуацию с формированием цены на газ для промышленных потребителей: государство ввело единую цену на газ  для промышленных потребителей и населения и привязало ее к рыночной цене на одном из хабов Европы. Это еще не идеал, но оправдывает покупки газа по разной цене в условиях ценовой неопределенности – ведь нам надо закупить газ на зиму для обеспечения пика потребления. Потом НАК Нафтогаз взял три сотни миллионов долларов у ЕБРР и купил европейский (читай – российский) газ, и закачал его в ПХГ.
Но дожидаться зимы не стал, и вышел с дисконтным предложением на рынок промышленных потребителей.

Итог: демпинг в 7% выбивает часть договоров с частными добывающими компаниями в сентябре.

Станут ли цены на газ от этого ниже для населения? Нет! Уменьшится ли капитал частных украинских добывающих компаний – да! Уменьшится ли остаток газа в ПХГ перед зимой – да!

Я вообще не понимаю, почему НАК играет на рынке частных компаний вместо того, чтобы беспокоится о запасах газа на зиму.

Вы думаете, НАК Нефтогаз впервые убивает частную добывающую отрасль? В 2014 году, своим постановлением №647 Яценюк уже запрещал покупать газ у частных добывающих компаний. Тогда Арсений Петрович вместе с НАКом купил 2 млрд кубометров российского газа и заставил самых больших промышленных потребителей купить их, уничтожив рынок газа в стране. Кока-Кола, Сандора и ещё полторы сотни компаний оказались в "совке", где им указывают, где и почем покупать газ.

Сейчас происходит то же самое, только с помощью денег ЕБРР, за которые отвечаем мы с вами, и мы с вами платим за это проценты.

Зимой 2014-15 годов были суды, было три месяца зимы, когда частная добыча сосала лапу в берлоге и судилась с правительством. Суды были выиграны, зима потеряна, российский газ был реализован.

За это никто не был наказан.