Киеву нужны не разговоры, а жесткая рука закона

26 апреля 2017, 10:51

Киевские активисты, возмущенные открывшимся в ноябре прошлого года убогим фасадом театра на Подоле, говорят, что 80 процентов киевлян выступают против этого архитектурного решения.

При этом созданная городской властью рабочая группа из 19 человек, призванная решить судьбу этого здания на Андреевском спуске, начала проводить заседания только в апреле и пока даже не решила, надо ли останавливать на участке строительные работы.

Реклама

"Ситуация со зданием театра – результат плохой коммуникации и ненадлежащего общественного обсуждения. Мы должны понимать, что заказчик строительства и застройщик должны вступать в диалог с общественностью и научиться слышать друг друга", – признал, согласно пресс-релизу Киевской горгосадминистрации, руководитель ее аппарата, он же руководитель рабочей группы Владимир Бондаренко.

А раньше поговорить нельзя было?

Общественность столицы уже добрый десяток лет настроена воинственно относительно любых градостроительных проектов в центре. Однако находить лучшие варианты решения проблемных ситуаций совместно с властью, оказывается, можно.

Реклама

Именно на Андреевском спуске впервые городская власть (еще при Александре Попове) применила волевые решения, на которые раньше не отваживалась, запретив строительство уже согласованных объектов, коммерчески очень выгодных, которые могли бы сооружаться полностью легитимно.

Центр Киева — это уникальные комплексы Софии Киевской и Киево-Печерской лавры, застройки с большой плотностью памятников культурного наследия, и в то же время это наиболее востребованные территории с коммерческой точки зрения. В свою очередь, Андреевский спуск – это киевский Монмартр, зона вернисажей под открытым небом, где постоянно проходят культурные акции.  

В 2011-2012 годах он был "горячей точкой", особенно после того как были разрушены здания швейной фабрики "Юность" и стало известно о намерениях компании "Эста", имеющей все разрешительные документы, построить на их месте современный торгово-офисный центр с подземным паркингом.

Реклама

Настрой общественности убедил инвестора отказаться от проекта и создать Общественную палату экспертного совета, призванную разработать концепцию культурного пространства на этой территории. В нее вошли архитектор Петр Маркман, историк Михаил Кальницкий, директор "Музея одной улицы" Дмитрий Шленский, общественный активист (в то время) Игорь Луценко, галерист Евгений Карась, экскурсовод Владислава Осьмак, историк и философ Мирослав Попович и другие небезразличные к сохранению исторической среды эксперты.

На примере этой одной улицы пять лет назад киевляне пришли к стандартной в Европе концепции – использование среды самим населением, которое имеет право решать, что будет расположено по соседству.

Тогда же Киевглавархитектура утвердила концепцию реновации, реставрации и реабилитации Андреевского спуска, без новой застройки. Ею была предусмотрена только реконструкция инженерных сетей и брусчатки, благоустройство территории, установка элементов уличного освещения, уличной мебели и реставрация фасадов. Даже в случае реставрации или реновации зданий, то с надстройкой одного этажа и не более. Что касается строительства новых объектов, то оно без общественных обсуждений невозможно, ведь объекту Андреевский спуск присвоен соответствующий охранный статус.

Поэтому с общественностью надо было советоваться раньше, чем пугать ее готовым уродливым фасадом.

Но главное – в Киеве должен работать градостроительный закон, а не рабочие группы по отдельным объектам

Например, невключение некоторых объектов Киева в Список всемирного наследия ЮНЕСКО связано с неопределенностью их охранного статуса в существующей планировочной документации, режима застройки буферных зон и режима эксплуатации исторических территорий.

В Киеве до сих пор нет актуального историко-архитектурного опорного плана, который разрабатывается и утверждается Министерством культуры, а затем отдельным разделом входит в состав нового Генерального плана – градостроительной Конституции Киева. Проект уже доработан с учетом замечаний общественности и специалистов, но когда, наконец, будет утвержден – пора спрашивать у Минкульта.

Только после принятия Генплана, с историко-архитектурным планом в его составе, можно будет принимать Зонинг, который разрабатывается на основе Генплана и конкретизирует его. В нем территория Киева будет разделена на кварталы и микрорайоны, в каждом квартале определена численность населения, проживающего постоянно, высота зданий, функциональное назначение, процент зеленых насаждений и прочее.

Более того, разработчики Генплана предлагают в режимах исторических ареалов и зон регулирования застройки проверять возможность размещения домов путем обязательной разработки (в составе детальных планов территорий) панорам и разверток, чтобы сохранить доминантную роль памятников культурного наследия.

Еще одно предложение – установить требование по разработке проектов объектов архитектуры на конкурсной основе. Необходимость проведения конкурсов под эгидой Национального союза архитекторов Украины как раз и подтверждается противоречивым отношением киевлян к новому зданию театра на Подоле.

Будет нужно советоваться с лучшими знатоками города, защитниками исторических памятников, сторонниками развития общественного транспорта, защитниками парков и скверов.  Они могут быть почти профессиональными конструктивными критиками архитектурных проектов и смогут выдвигать новаторские альтернативы. Но если в Киеве появятся правила, по которым должно проводиться строительство, то общественность – лучший контролер за их соблюдением.