Кодовое слово – "реверс"

10 февраля 2016, 08:45

Я как раз ехал в Минск, на американский завод по производству оборудования для гидроразрывов пласта, как мне позвонили с незнакомого украинского номера.

- Добрый день, Андрей Анатольевич (это он ко мне обратился), нам бы хотелось получить аналитику по украинской газотранспортной системе. Мы хотим понимать, что мы и без Газпрома можем жить…

Реклама

- "Мы" – это кто?

- Европа: Польша, Украина…

Полгода назад, один из курсантов "Свободной школы экономики", яркий приверженец формулы "5.10", дал мне посмотреть выступление Балашова, из-за которого, вроде как, того отлучили от России. В этом выступлении Балашов призывал взорвать газопроводы, которые связывают нашу ГТС с Российской Федерацией.

Реклама

Буквально неделю назад в НАК "Нафтогаз" проводились "штабные игры", в которых описывался аналогичный сценарий. На экране мелькнули одутловатые лица "наших" на фоне карты ГТС Украины, а диктор рассказал, что в "учениях" принимали участие американские специалисты.

Параллельно с этим Верховная рада приняла закон о "виртуальном реверсе" – этот закон позволяет, по сути, договариваться о купле-продаже газа, без его физического перемещения. В условиях полной свободы и фантастического упрямства, вы можете, например, купить газ на Луне и его поставят вам на Землю, в Украину, если только лунные жители договорятся с кем-нибудь рядом с вами закачать этот объём газа на нашу территорию, а лунные жители потом возместят этот объём вашему поставщику.

Весь этот "дайджест нефтегазовых новостей" с ключевыми словами "ГТС" и "реверс", мне порядком надоел, поэтому я весьма категорично (тем более, что меня подстегивал роуминг), пояснил:

Реклама

- Понимаете, если в наш дом входит труба с водой и выходит из него в соседнюю Польшу, и мы объявим себя королями трубы – от этого количество воды в нашем доме не прибавиться. Если нам перекроют кран, а мы не успеем набрать воду в ванну, или пробурить водную скважину – и мы, и Польша будем без воды, то есть – будем без газа!

- Ну, вы смотрите стратегически! А мне нужно сейчас понять, сможем ли мы быть независимыми с нашей трубой.

На этом мы и расстались. Хорошо, что еще не объявил меня сепаратистом.

Безусловно, если бы Украина два года назад взорвала бы газопроводы на границе с Россией, никакой бы гибридной войны не было: была бы настоящая война. Лишившись украинского транзита, Россия лишилась бы не только денег, но и огромного политического влияния на Восточную Европу. Но, начались долгие шашки, в которых выиграет не тот, кто заберет все фишки, а тот, кто сумеет удержать центр. А центр был, до сих пор, в газовой украинской трубе, но уже не сейчас. Уже две недели, как началась новая партия игры.

Старую партию Россия и Германия выиграли всухую, но им никто не дал выйти из-за стола победителями.

Итак, что же произошло.

За эти два года Россия смогла добиться диверсификации поставок в Восточную Европу через Северный Поток. Балашов им замечательно подыграл, напугав своими синяками. Естественно, что доставать правой рукой левое ухо не выгодно логистически, поэтому Россия смогла добиться того, чтобы подорожавший на 20 баксов газ оплатила Украина, которая оказалась на другом конце длинного и окружного пути Российского газа.

Менеджеры НАКа под победными флагами лихо рапортовали нам, как мы покупаем "реверсный газ из Европы", забывая добавить слово "российский". Ничего что дорого! Но ведь он пришел из Европы.

Мы – сопротивлялись: мы уронили нашу экономику, прикрыли созданную благодаря Газпрому гегемонию Фирташа на химическом рынке и, в конце концов, даже попытались отказаться от покупки реверсного газа в декабре… Но, как конфетку молотком, нам вбили в зубы европейский кредит для покупки российского газа, и мы… купили его.

Был момент, когда теплая зима могла позволить нам сэкономить еще 2 миллиарда кубометров газа, но нам насыпали "дотаций населению"! Знаете, к чему они привели? Они привели к тому, что люди: а) израсходовали газа в три раза больше, б) обеспечили потребление российского газа.

Всеми возможными силами правительство пыталось убить частную и государственную газовую добычу. Налоги взлетели до 93% процентов. Не выдавались лицензии. Вход на рынок закрывали с помощью откровенно вредительских постановлений, которые обязывали частных потребителей покупать реверсный газ (читай – российский) у НАК Нафтогаза. Пытались (и пытаются) ввести идиотские правила торговли газом, которые предусматривают "страховой запас газа", который до этого был никому не нужен. Отбирали лицензии у госкомпаний и у частников из-за отсутствия "бумаг". Всего не перечесть!

В общем – мы проиграли эту партию, но, как оказалось – война продолжается.

После того, как дым над нефтегазовым полем боя рассеялся, оказалось, что труба ещё наша.
Оказалось, что Польша и Литва готовы получать сжиженный газ и покрывать свои потребности даже в условиях изоляции от газа норвежской и российской добычи.

Оказалось, что США сняли запрет на продажу газа третьим странам, и в Европу выплыл корабль, который готов привезти газ (с наваром) по 150 баксов за тысячу кубов, а если напрячься – то и по 120 баксов…

И вот снова на доске достаточно фигур для следующей партии.

Первыми, как и в прошлый раз, зашли российские, белые фигуры: они продавили у нас в парламенте закон о "виртуальном реверсе", который, как это ни странно, развязывает руки по поставкам российского газа в Украину, так, как никаких других мест с газом от Луны и до Земли, ближе чем российские месторождения – нет!

Ход очень простой и действенный – мы теперь можем платить деньги за газ кому угодно: хоть в Штаты, хоть в Германию, но в конце цепочки будет Газпром, который поставит нам свой газ.
Не дожидаясь ответного хода, Россия вспомнила об RWE – был такой у неё агент по продаже, совсем с ней не связанный (даже пришлось собственников поменять перед санкциями), который начал петь о том, что украинская ГТС нуждается в модернизации.

Я думаю, что следующим шагом будет попытка обанкротить Укртрансгаз через кредит ЕБРР, но мы мужественно спасем нашу трубу, начав, наконец, платить за газ по европейским ценам. Изо всех сил собирая на это налоги.

Потребление "реверсного газа" сократило процент извлекаемых запасов с разработанных месторождений Украины до 0,92% в год. Разведанного украинского газа нам теперь хватит минимум на сто лет.

А может быть, стоило пробурить собственную скважину?