Конфликт между Турцией и Европой: причины и последствия

13 марта 2017, 07:30

Сообщения из Германии, Австрии и Нидерландов в последние дни напоминают сводки с мест ведения боевых действий, пусть и без применения оружия. По утверждениям турецких СМИ, правительства этих, а также некоторых других стран Европы не разрешили проведение на своей территории массовых митингов с участием членов правительства и политиков ТР, направленных на поддержку референдума о конституционных изменениях, который состоится 16 апреля (так называемые митинги "ДА"). В то же время утверждается, что массовые мероприятия против упомянутых изменений прошли без всяких препятствий со стороны властей (так называемые митинги "НЕТ").  

По мнению турецких СМИ, подобное отношение свидетельствует об открытом противодействии правительств ряда европейских стран демократическому процессу волеизъявления и противоречит универсальным нормам и принципам демократии. Так, 2 марта министру юстиции Турции Б. Боздагу было отказано в участии в  митинге сторонников Р. Т. Эрдогана в городе Гаггенау, Германия, в то время, как за неделю до этого митинг оппозиции прошел в Берлине. 5 марта министру экономики ТР Н. Зейбекчи было отказано в участии в двух массовых мероприятиях в Кельне и он был вынужден проводить свои встречи в ограниченном кругу сторонников в одном из отелей. 6 и 7 марта бывший министр энергетики Т. Йилдыз не смог выступить на двух митингах в городах Гросскроценбург и Нюрнберг, хотя позже ему все же удалось встретиться со сторонниками правящей в Турции АК-парти в одном из районов Франкфурта. 7 марта были отменены митинги в Гамбурге, на которых должен был выступить министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу. В конечном итоге он был вынужден встречаться с активистами турецкой общины Гамбурга на территории генерального консульства ТР. 11 марта организаторы встречи министра социальной политики и по делам семьи ТР Ф. Кайя должны были изменить место проведения встречи в связи с противодействием властей Эссена.

Реклама

Эстафету Германии подхватили Нидерланды. 5 марта группа нидерландских политиков обратилась к министру иностранных дел Турции М.Чавушоглу и другим членам правительства ТР с призывом не посещать страну и не проводить на территории страны массовых мероприятий по поводу референдума, т.к. эти митинги могут быть использованы "для усиления поддержки" предлагаемых изменений в конституцию ТР, которые в Нидерландах рассматриваются как направленные на усиление "авторитарного режима Р. Т. Эрдогана". 10 марта власти страны отменили мероприятия с участием министра социальной политики и по делам семьи ТР Ф. Кайя в двух городах со значительной турецкой общиной. 11 марта правительство Нидерландов из "соображений безопасности и в целях сохранения общественного порядка" отменило разрешение на посадку самолета с министром иностранных дел Турции Чавушоглу в Роттердаме, где он собирался выступить на митинге сторонников Эрдогана. Позже полиция остановила кортеж Кайя, которая въехала в Нидерланды на машине из Германии, запретила ей даже посещение генконсульства ТР в Роттердаме, объявила члена турецкого правительства персоной нон-грата  и выдворила  из страны обратно в Германию.  Демонстрация турок, ожидавших Ф. Кайя возле здания генконсульства, была разогнана конной полицией с использованием водометов.  Наконец, целый ряд митингов с участием турецких политиков, которые должны были состояться на этой неделе в Австрии, были также отменены по причинам, связанным с "безопасностью и общественным порядком". На очереди Франция, куда после запрета Нидерландов направился М. Чавушоглу – власти этой страны, вроде бы, дали добро на проведение митинга турецкой общины в городе Метц.

В довершение всего  в СМИ появилась информация о том, что Евросоюз принял решение заблокировать финансирование ряда проектов, направленных на дальнейшую интеграцию Турции в ЕС. Еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Й. Хан заявил, что "переговоры о членстве ТР в ЕС практически остановлены". По его мнению, финансовая помощь стране-кандидату должна соотноситься с реальным прогрессом на пути достижения стандартов ЕС, а негативные процессы в Турции, которые начались еще до попытки переворота 15 июля 2016 года, а после нее приобрели массовый характер,  "противоречат не только стандартам ЕС, но и международному праву".

Следует признать, что подобный конфликт между Турцией и ЕС является беспрецедентным по крайней мере за последние 30 лет. Отношения Турции с Европой, которые и без того в последние годы оставались сложными из-за проблем с сирийскими беженцами, отказом ЕС предоставить гражданам Турции безвизовый режим и постоянной критикой со стороны Евросоюза в области прав человека и свободы слова, ныне приобрели характер открытой вражды. Р. Т. Эрдоган и члены турецкого правительства резко раскритиковали власти Германии и Нидерландов, обвинив их  в "возрождении нацистских тенденций". Министр иностранных дел ТР М. Чавушоглу пригрозил Нидерландам санкциями, и уже в субботу посольство и резиденция посла Нидерландов в Анкаре, а также генконсульство в Стамбуле были заблокированы властями Турции, послу Нидерландов, который в эти дни находился в Гааге, предложено не возвращаться в страну. В чем же причина происходящих событий, которые, безусловно, выходят далеко за рамки нормальной практики международных отношений?

Реклама

16 апреля в Турции состоится всенародный референдум по внесению изменений в Конституцию страны, в результате которых страна может перейти от парламентской к президентской форме правления. О необходимости этих изменений Р.Т.Эрдоган заговорил сразу же после своей победы на президентских выборах, которые впервые со времен Ататюрка были всенародными. Невзирая на то, что весь процесс обсуждения целого пакета новых статей Основного закона проходил открыто, в парламенте, с участием оппозиции, и, в принципе, состоялся в соответствии с турецким законодательством, предлагаемая будущая модель турецкого "президентства" вызвала резкую критику в ЕС. Правозащитные организации и официальные представители европейский стран заявили, что речь идет о несбалансированном укреплении личной власти Р.Т.Эрдогана. Европа же не может оставаться в стороне от этого процесса не только потому, что Турция является страной-кандидатом на членство, но и потому, что там проживает многомиллионная турецкая община, а по законам ТР турки, проживающие за рубежом, имеют право голоса. По некоторым данным только в Германии проживают около 3 млн турок, в Нидерландах турецкая община насчитывает 400 000 человек, значительны турецкие общины проживают в Австрии и Франции. Именно этим и объясняется настойчивое желание официальных представителей правящей партии Турции лично участвовать в агитации в пользу предлагаемых изменений – очевидно, в Анкаре все еще не до конца уверены в безусловном преимуществе в голосах  внутри страны. Ведь на Западе общественное мнение настроено по отношению к референдуму скорее негативно, и это вполне может сказаться на голосовании "турецкой улицы". Ситуация усложняется еще и тем, что ныне в Европе как никогда сильны правые и популистские настроения, связанные с кризисом беженцев и ростом анти-исламизма. Кроме того, в Нидерландах выборы состоятся в эту среду, и не за горами выборы во Франции и Германии. Местные политики вовсе не хотят еще и привкуса "исламского авторитаризма", с которым эксперты и СМИ воспринимают нынешнюю Турцию, особенно после массовых чисток и арестов так называемых "гюленистов" в связи с попыткой переворота 15 июля прошлого года. Ведь, с одной стороны, власти Турции заявляют о наличии веских доказательств антиправительственного и антинародного заговора, а с другой – европейской общественности трудно объяснить почему участниками этого "заговора" оказались не только военные, но и десятки тысяч учителей, судей, преподавателей вузов, ученых, врачей, дипломатов и государственных служащих. С другой стороны, запрет на посадку самолету с министром иностранных дел в принципе дружественной страны является весьма вызывающим шагом, как и депортация члена правительства. Власти Нидерландов объясняют происходящее тем, что заранее предупреждали своих турецких визави о нежелательности организации массовых мероприятий  в связи с приближающимися выборами, на которых вполне может победить правая партия, придерживающаяся анти-исламских лозунгов. В результате в Турции в полный голос заговорили о расистских, исламофобских и ксенофобских тенденциях в Европе.  Уровень взаимных обвинений и угроз просто зашкаливает. Каковы же возможные последствия все обостряющегося кризиса?

Прежде всего, можно говорить о вероятном ухудшении долговременных отношений Турции с рядом стран Европы и Европейским Союзом в целом. Противодействие  по вопросу, который имеет принципиальное значение для Р. Т. Эрдогана, вряд ли останется в Турции незамеченным.  Все это происходит на фоне заявлений об улучшении отношений с Россией (ведь только накануне состоялся визит Президента ТР в Москву) и продолжающемся сложном диалоге с США (Вашингтон все еще не принял решение об экстрадиции Ф. Гюлена), что может вызвать резкий рост в Турции анти-западных и анти-европейских настроений, а также ухудшение ситуации с сирийскими беженцами. ЕС- основной торговый партнер, инвестор и кредитор Турции, и политический кризис вполне способен ухудшить экономическую ситуацию в ТР. В то же время, уже на этой неделе состоится визит премьер-министра Украины В. Гройсмана в Анкару и Стамбул, а в апреле в Киеве ожидают Эрдогана. Визит Гройсмана – первый визит такого уровня после событий 15 июля 2016 года, во время которых Украина высказала однозначную поддержку законно избранным властям страны. Очевидно, что для Украины в нынешней ситуации крайне важно сохранить позитивную динамику отношений с Турцией, заложить основы для их дальнейшего развития. В то же время, наша традиционная солидарность с позицией ЕС потребует в сложившейся ситуации настоящего дипломатического мастерства. Прагматичный интерес Украины заключается в сохранении региональной стабильности, развитии экономических связей с важнейшими торговыми партнерами и обеспечении поддержки территориальной целостности нашей страны в противостоянии с Россией. Как это часто бывает в дипломатической практике, правильно выбранная тональность является важной составляющей успеха. Нет сомнения, что над этим вопросом и в Киеве, и в Анкаре уже работают.