Кризис в банковской системе далек от разрешения

25 января 2016, 06:30

ГосударствоУкраина установило очередной экономический антирекорд. По индексу надежности банков наша страна занимает последнее, 140-е место. Такие данные приведены в отчете Global Competitiveness Report, опубликованном в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ), который состоялся в Швейцарском Давосе. Это – объективная оценка, с которой даже успел согласиться сам Национальный банк. Результаты последнего рейтинга ВЭФ были опубликованы в сентябре 2015 г. За это время ситуация в банковском секторе по большинству показателей только ухудшалась.
 
Во-первых, продолжается отток депозитов. За 2014-2015 гг. депозиты в валюте сократились на 57% (в т.ч. за 2015 г. – на 31,2%), депозиты в гривне – на 8%, что говорит о  низком доверии  к банковской системе. В 2015 г. небольшой приток депозитов в гривне (+22,7 млрд. грн. по итогам 2015 г.) был нивелирован оттоком депозитов в валюте (минус 6,2 млрд. дол). При этом депозиты населения сокращались как в гривне (минус 7,5 млрд. грн. за год), так и валюте (минус 2,9 млрд. дол.).
 
Во-вторых, продолжает ухудшаться доля плохих кредитов (NPL). Доля неработающих кредитов (NPL ) по банковской системе выросла с 7,7% на начало 2014 г. до 13,5% на начало 2015 г. и до 21,2% на конец 2015 г. В то же время, по оценкам МВФ, доля реальных проблемных кредитов составляет 45%.
 
В-третьих, продолжает сокращаться кредитование экономики: за 2014 -2015 гг. кредиты в валюте упали на 38%, в т.ч. в 2015 г. на 20,3%; в гривне – на 26,3%, в т.ч. в 2015 г. на 19%.
 
В четвертых, украинский банковский сектор захлестнула волна массовых банкротств. С  конца февраля 2014 г. и на конец 2015 г. неплатёжеспособными признано 64 банка (33 банка в 2014 г. и 31 банк в 2015 г., т.е. более чем каждый третий банк от их количества на начало 2014 г.).
 
Глубина нынешнего кризиса в банковском секторе во многом объясняется объективными факторами. Так банковский кризис совпал с валютным и долговым (т.н. тройной финансовый кризис), политическими потрясениями и открытым военным конфликтом с потерей части территорий, что, безусловно, усилило его негативные последствия для банков и их клиентов.
 
В то же время, работу НБУ как банковского регулятора вряд ли можно назвать удовлетворительной. В пассив НБУ можно отнести выборочный банковский надзор, имеющий признаки политической коррупции, неэффективную работу вместе с ФГВ по выведению проблемных банков с рынка, которая оборачивается миллиардными убытками для государства и клиентов  банков, слабые усилия по расчистке плохих активов, упрощению слияния банков, перераспределению избыточной ликвидности. Много вопросов к НБУ и как к монетарному регулятору на фоне доминирования фискальных целей над монетарными и отсутствия последовательной и внятной валютной политики.
 
Доверие к Национальному банку, которое является решающим элементом в возвращении доверия и к банковской системе и к гривне, остается низким  – по опросу центра Разумкова 3 из 4-х украинцев не доверяют банкам. Его подрывают  коррупционные скандалы,  связанные с топ-менеджментом НБУ, и политическая зависимость регулятора от влияния правящих политических сил.  Тот факт, что НБУ уже полгода работает без Совета НБУ, является одним из последствий этой зависимости.
 
С учетом всех этих факторов в 2016 г. банковский сектор продолжит оставаться в эпицентре финансового  кризиса, а значит, позиции Украины в следующем рейтинге ВЭФ по индикатору устойчивости банковской системы если и изменяться, то незначительно.  Кризис и стагнация в банковском секторе  на протяжении нескольких ближайших лет будет одним из главных факторов, тормозящих восстановление экономки.