Лучше не говорить лишнего: о жизни в оккупации

30 декабря 2018, 13:50

Ну, что сказать, война стала той темой, о которой мы говорим просто так и к слову. Примерно как дежурное "Как дела" или "Ну, как здоровье?" Мы говорим о ней так, как говорили раньше о погоде. Чтобы заполнить паузу и было о чём поговорить. И вместо и вместе с основной темой мы говорим тоже о ней. Коллега из какой-то очень прошлой жизни спрашивает у меня, как мы. Как дела, здоровье, где и с кем я живу, чем живу. Но мои ответы слишком скупы, чтобы можно было на этом шатком и односложном фундаменте построить долгую беседу. И она спрашивает, сильно ли пострадал мой район тем летом. И это та нейтральная и общая тема, когда я могу не рассказывать о своей работе или семье – об этом мне не хочется говорить с ней – а могу говорить о чём-то общем и почти нейтральном. И я с упоением говорю о разрушенных домах и школе, о гараже, который вместе с орехом сгорел от попадания снаряда, о дырах в воротах, и понимаю, что о войне я говорю слишком много и долго, если анализировать, сколько времени я уделяла каждому её вопросу до этого. Но война – та тема, когда можно "спрыгнуть" с неприятных вопросов или тем на…не менее, кажется, неприятные.

Можно было бы говорить о каком-то общем прошлом или общих знакомых. Здесь тоже бездна вариантов – кто и куда уехал, кем стал за это время или кто умер. А ещё дети общих знакомых, новая работа, новые города или политические взгляды. Или прогнозы о политических взглядах, или предположения последствий для нас… Но есть несколько неписанных правил – говорить нейтрально. Это как ходить по болоту – никогда не знаешь, где топь. Нужно шагать осторожно, вопросы задавать, критикуя только войну в общем, но никак не какую-то сторону конфликта, потому что ты можешь наверняка не знать взглядов своего собеседника. Собственно, если ты здесь, значит, ты за местную "власть", да? Или уехал, потому что против? Но часто всё бывает запутанно настолько, что даже эти очевидные вещи совсем не очевидны. И тот, кто сейчас здесь, был где-то там, а тот, что там, просто пока не может вернуться сюда. Поэтому говорить нужно мягко, а критиковать только войну. Ты как бы во всё этом только пешка, лицо вовлечённое, которое своих взглядов не имеет вовсе. Так безопаснее. И ты заранее разделяешь взгляды своего оппонента, его точку зрения и всем сердцем сочувствуешь его жизненным коллизиям.

Реклама

Как будто бы ничего не будет, если ты выскажешься резко о чём-то. Но кто знает наверняка? Лучше не говорить лишнего. Ты против войны и против потерь, ты за мир. А там – пусть твой собеседник сам догадывается, за какой ты мир и в какой стране.

Продавец лампочек и батареек на рынке рассказывал мне что-то о ценах и доставке товара, и как будто запнулся… "Вы за кого? Как я могу говорить с вами, если я не знаю, за кого вы?" – "За наших…". Оказывается, даже лампочки и батарейки тоже имеют свой политический окрас, потому что раньше ему было лучше во всём, и жил продавец этого нехитрого товара раньше лучше в разы.

Жена моего знакомого, задумывая уйти от него, донесла на него в комендатуру за его "не те взгляды". Пока он сидел по подвалам, она собрала вещи и уехала на территорию законной Украины. Слова, всего лишь, слова и их цена сейчас.