Люди-угольки рождаются у обычных матерей, чтобы потом объединиться в стаи и опустошить границы своей земли

2 октября 2015, 07:57

Принимая эстафету от Анны Гулевской по повышению собственной художественной эрудиции, я берусь за описание картины Казимира Малевича "Скачет краcная конница…".

Реклама

"… из октябрьской столицы, на защиту советской границы". Так подписано на обороте, а в подписи – указан год. 1918.

Осознание повторяемости истории, понимание того, что все неразрешенные идеологические, метафизические проблемы возвращаются к нам снова и снова – вот этот знак я вижу в картине. Всмотритесь в неё так, как делаю это я, попытайтесь увидеть цельный образ: красная конница пожара и уничтожения заменяет солнце на нашей земле. Рассвет не взойдет над этой землей, пока красная конница охраняет его на горизонте. Символы земного: земли, воды, власти и жизни – все эти символы отделены от небесного отрядом Красной конницы.

Мы знаем, что Малевич любил подписывать свои картины более ранними годами. Так и в этой картине, которая была написана где-то между 28 и 32 годами ХХ века, в подписи 1918 год – будто бы Малевич не подписывает картину, а даёт нам указания на события 18 года. Указывает нам на то время, которое на долгие годы изменило предназначение Украины: украино-польская война, время Директории и бронепоезда "Пролетарий", который стоял на Дарнице. Как казалось Михаилу Булгакову – масляная, мазутная точка 18 года, а вышло – восьмидесятилетнее троеточие.

Реклама

Казимир Малевич своим гениальным художественным языком описал проблему Украины: дух неба не может объединиться с духом украинской земли, пока скачет красная конница мирового пожара. Всмотритесь в эту картину: разве не видите вы, что красное и черное – это символы жизни и смерти, это украинская кровь покрывает историю нашей земли. Не видите ли вы, что отделяет жизнь и смерть – наши животные страхи? А отделяют они нас от элитарности и благородства – золотого огня и глубокой чистоты голубой воды!

От благородной смерти и достоянной жизни.

Булгаков, Малевич – они попытались в одно и то же время переосмыслить случившиеся в 18 году. Один – в романе, а другой – в картине. Нам так же необходимо разрешить этот конфликт, только уже сейчас – почти через сто лет, после событий 1918 года. Нам надо объединить нашу землю и нашу судьбу как внутри себя, так и в организации нашей жизни и жизни наших детей. Осознать то, что вокруг нас продолжает пылать зажженный давным-давно огонь политики выжженной земли для охраны чужих границ – татарская тактика, созданная для того, чтобы враги шагали по пепелищу столько времени, сколько необходимо для полного истощения их лошадей.

Реклама

Посмотрите на картину: разве вы не видите, что Красные всадники – это головешки, которым уготовано превратиться в пепел? Сколько раз Украина видела их – саранчу, коллапсирующие инвазии? Они рождаются, эти люди-угольки, у обычных матерей, хорошо едят и растут здоровыми, чтобы потом объединиться в стаи и опустошить границы собственного места обитания – пройтись уничтожающей волной по вызревшим полям и садам. Они шныряют по подворотням до тех пор, пока кто-то не кинет им спички, не даст оружие в руки, и не собьет их в отряды по четыре.

Скачет красная конница от октябрьской столицы, для охраны советских границ по украинской земле. Скачет с 1918 года, выжигая нашу землю, отделяя нас от небес и родной земли. И никак не может взойти рассвет над Украиной.