Македонский выбор

2 октября 2018, 08:31

В это воскресенье 30 сентября македонцы вышли на исторический референдум о выборе будущего страны: или сменить название государства на Северную Македонию и обеспечить свой путь вхождения в НАТО и ЕС, или не пойти на компромисс, но тогда опять наткнуться на греческое вето в вопросе реализации европейской и евроатлантической интеграции. Результаты референдума противоречивые. Несмотря на то, что подавляющее большинство македонцев проголосовало за европейский выбор, 50% участия граждан в голосовании достичь не удалось, а этого требовало решение парламента. Но все же для начала вспомним некоторые исторические вехи развития страны.

Первая государственность на территории Македонии относится к 7 веку до н.э. В 4 веке до н.э. Македонское государство начинает доминировать на территории южных и восточных Балкан при царе Филиппе I. При его сыне Александре Македония завоевывает все греческие полисы, Персидскую империю, Древний Египет и часть Индии. После смерти великого полководца Македонская империя распадается на части, но еще тысячу лет греческий на этих огромных пространствах оставался языком межнационального и международного значения.

Реклама

После долгих и изнурительных войн во 2 веке до н.э. Македонию захватывают римляне. В 6-7 веках н.э. на территорию Македонии приходят славянские племена с территории современной Украины. Они приносят сюда свою культуру и язык. Македония долгое время остается в составе Византийской империи, за коротким исключением частично в Болгарском царстве. После захвата турками Константинополя Македония переходит в состав Оттоманского государства.

Македонский национальный вопрос берет начало с Берлинского конгресса (1878 года), хотя по его результатам территория так и не освободилась из-под турецкого господства. После Первой и Второй Балканских войн в 1912-13 гг. территорию Македонии разделили между собой Греция – захватывает южную Эгейскую часть, Сербия – берет под управление Вардарскую Македонию (северная часть) и Болгария – довольствуется Пиринской провинцией (северо-восточная часть). Что касается границ древней Македонии, то они полностью входили в Эгейскую часть и немного захватывали юг Вардарской Македонии, при этом не имели отношения к Пиринской провинции.

После Первой мировой войны Вардарская Македония как часть Сербского королевства вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, с 1929 года – в королевство Югославия. После Второй мировой войны Вардарская Македония становится одной из шести республик Федеративной народной Югославии. Югославская конституция признает македонский как один из официальных языков страны наряду с сербо-хорватским и словенским. 8 сентября 1991 года на общенациональном референдуме македонцы проголосовали за независимую Республику Македония, однако Греция не признала страну с таким названием.

Реклама

В 1993 году Македонию принимают в ООН с компромиссным названием – бывшая югославская Республика Македония. Греция продолжала борьбу о смене названия страны на "Республика Македония – Скопье", "Верхняя Македония", "Славяно-Македония", "Северная Македония", учитывая, что ее северная провинция тоже имела историческое название Македония с центром в Салониках. В 2008 году Македония должна была вступить в НАТО. Но его, как и вступление в ЕС, Греция заблокировала. Хотя на пути вхождения в Евросоюз Македония опережала даже Хорватию, которая оформила свое членство в 2013 году.  

Из-за названия страны Республика Македония попала в тупик реализации своего евроинтеграционного курса, пробыв в таком состоянии целых 10 лет. Только после парламентских выборов в декабре 2016 года и прихода к власти правительства социал-демократов и их союзников, в январе 2017 года восстанавливается переговорный процесс с Грецией о смене названия страны.

17 июля 2018 года на пограничном греко-македонском озере Преспа главы двух внешнеполитических ведомств подписали Договор об урегулировании спора об именовании Македонии ("Республика Северная Македония"). При этом официальное название языка оставалось македонским, но со ссылкой принадлежности к славянской языковой группе, а не греческому – языку древних македонян. По Договору граждане Северной Македонии по-прежнему будут называться македонцами, но в течение шести месяцев после вступления документа в силу Македония должна пересмотреть статус памятников, общественных зданий и инфраструктуры на своей территории, и если они относятся к древнегреческой цивилизации, принять соответствующие меры для указания их принадлежности древнегреческому наследию. Македонцы больше не используют символ Вергинской звезды (шестнадцатиконечная звезда украшала усыпальницы македонских царей). Сейчас Вергинская звезда на темно-синем фоне является символом греческой провинции Македония с центром в Салониках. В 1991-95 гг. Вергинская звезда на красном полотнище была государственным символом Республики Македония.

Реклама

20 июня 2018 года Собрание Республики Македония (парламент РМ) ратифицировало Преспанский договор с Грецией, но президент Георге Иванов, который принадлежит к главной оппозиционной партии ВМРО-ДПМНЕ, отказался ставить под документом свою подпись, отправив его на доработку в парламент. 5 июля 2018 года Собрание повторно ратифицировало документ и вынесло его на всенародное голосование, которое и прошло 30 сентября.

Референдум имеет консультативный характер, а его результаты будут рамочно-легитимными лишь при выходе на голосование более 50% избирателей. Это было компромиссным решением правящей коалиции с оппозицией. Но самое главное – текст Преспанского договора должен быть ратифицирован 2/3 голосов членов парламента.

Прошедший 30 сентября референдум стал очень важным для будущего развития Македонии. Его началу предшествовала мощная информационная кампания в поддержку результатов единственного вопроса: "Поддерживаете ли Вы договор с Грецией о членстве в НАТО и ЕС?". Хотя формулировка вопроса избегала тезиса о необходимости изменения названия страны, но в заблуждение это никого не ввело. Несмотря на то, что в поддержку этого договора в Скопье приезжали канцлеры Германии и Австрии, министр обороны США, Генеральный секретарь НАТО результат явки – 36,87%, 91,48% из которых проголосовали за смену названия страны, а 5,64% были против, при этом 2,88% бюллетеней признано недействительными.

Правящая коалиция во главе с премьером Зораном Заевым заявила о позитивных результатах голосования. Оппозиция при этом говорит, что хоть референдум и имел консультативный характер, его результаты ничтожны, так как на голосование не вышло необходимых 50%+1 избиратель, как того требовало постановление Собрания. Несмотря на это, по словам премьера, вопрос ратификации Договора с Грецией выносится на рассмотрение Собрания (120 депутатов), где ему нужно получить 2/3 голосов парламентариев (81).

У правящей социал-демократической партии в Собрании лишь 49 депутатов, плюс 10 голосов коалиционных партнеров от албанского народа, плюс десять голосов других албанских партий. Значит еще 11 голосов должны дать депутаты остро оппозиционной ВМРО-ДПМНЕ, что очень маловероятно. При таком развитии событий премьер заявил о готовности проводить досрочные парламентские выборы, причем сразу, если парламент не примет необходимое решение. Такой расклад в принципе устраивает оппозицию, которая попытается победить на выборах. Социал-демократы Зорана Заева тоже рассчитывают улучшить свои позиции в парламенте, но получить с албанскими партиями 2/3 депутатских мест будет очень проблематично.

Во всяком случае, результатами референдума очень довольна официальная Москва. В декабре 2016 года Кремль изо всех сил пытался поддержать ВМРО-ДПМНЕ на парламентских выборах, но албанские партии при поддержке западных стран категорически отказались войти в коалицию с этой националистической политической силой, которая набрала относительное большинство мест в Собрании (51). В парламенте были спровоцированы огромные беспорядки, но под влиянием Брюсселя и Вашингтона ситуацию удалось удержать.

Сейчас перед македонским гражданским обществом стоят новые вызовы: или поддаться националистической риторике об унизительности для страны изменения названия, а значит европейская и евроатлантическая интеграция  государства будет опять заблокирована греческим вето, или пойти на компромисс и получить членство в НАТО и ЕС, чего очень не хочет Москва, у которой свои виды на Македонию со своей старой песней о славянском и православном единстве, которое в реальности сводится к одному – защите политических интересов РФ на Балканах.