Марафон реформ. Часть 3 – земля и управление

6 декабря 2017, 08:57

Продолжение, начало читайте в части первой и части второй.

Ранее мы определили набор дорожных карт продвижения реформ. Эти карты должны обеспечить максимально эффективную коммуникацию между властью и населением в процессе реализации реформ.

Реклама

Завершим рассмотрение дорожных карт для земельной и административной реформ.

Исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский, исполнительный директор Офиса реформ Кабмина Антон Ященко и министр Кабмина Александр Саенко. Фото: ЦЭС

Реклама

Как мы говорили ранее, принятие соответствующих законов – это не конец, а только начало долгого марафона, результат которого во многом будет зависеть от наличия полноценной коммуникации и взаимопонимания между властью и простыми гражданами Давайте рассмотрим основные этапы пути.

Карта пятая. Земельная – предусмотрительная

Несмотря на то, что земельная реформа, в целом, уже готова, на рассмотрение в парламент ее не выносят из стратегических соображений. По словам авторов реформы, ставить ее на голосование, не имея необходимого количества голосов, равнозначно потере времени, затраченного на подготовку этого важного для страны документа.

Ни для кого не секрет, что главным камнем преткновения в земельном вопросе является снятие моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, действующего уже 17 лет, и формирование рынка земли. Именно с этим, по словам первого заместителя министра аграрной политики и продовольствия Украины Максима Мартынюка, связано большинство мифов и раздутых популистами страхов:

Реклама
  • - землю скупят олигархи;
  • - риск чрезмерной концентрации земель в одних руках;
  • - землю скупят иностранцы;
  • - селяне продадут землю за бесценок;
  • - на рынок земли хлынет теневой капитал коррупционеров.

Вот обобщенный набор вопросов, на которые необходимо было найти ответы при разработке реформы.

В результате на выходе основные позиции реформы выглядят следующим образом. Покупателем земельных участков может выступать только гражданин Украины. Площадь участков ограничивается планкой – не более 200 га в одни руки. Это уменьшает риски концентрации. С другой стороны, для фермерского хозяйства или семейного бизнеса собрать 800-1000 га вполне реально и этой земли уже достаточно для развития собственного дела. 

"Для того, чтобы предупредить возникновение на рынке земли схем по перепродаже земельных участков, в законе предусмотрен дискриминационный налог. В случае перепродажи участка ранее, чем через 3 года после его покупки, необходимо будет заплатить 50% от его стоимости в качестве налога", – отмечает Максим Мартынюк.

Максим Мартынюк. Фото: Центр экономической стратегии

Все эти "предохранители" делают земельную реформу в Украине очень консервативной. В то же время, она дает шанс для развития малого и среднего бизнеса на селе. В Кабинете министров в данный момент разрабатываются механизмы финансовой поддержки для малого и среднего бизнеса при покупке земли.

Карта шестая. Управленческая – систематизирующая

Нельзя недооценивать значимости еще одного процесса преобразований на государственном уровне – реформы государственного управления. По словам Александра Саенко, министра Кабинета Министров Украины, от того, насколько эффективно удастся перестроить систему управления на центральном уровне, во многом будет зависеть развитие запущенных процессов реформ во всех других отраслях. Только для реализации медицинской реформы необходимо принять несколько десятков подзаконных актов. Аналогично и по другим направлениям.

"Когда у нас на государственном уровне процедура оказывается важнее, чем результат, это может поставить крест на самых перспективных преобразованиях. Примером тому приватизация, когда в течение многих лет все делалось в соответствии с законами и нормативными актами, а результата не было. На самом деле просто не было заинтересованности в том, чтобы что-то менять. Министерства управляли своими предприятиями как умели и всех все устраивало. Мы намерены это изменить", – отмечает Александр Саенко.

Александр Саенко. Фото: Центр экономической стратегии

На уровне министерств меняется система управления, создаются профильные директораты. Главная цель – уйти от бюрократических функций рассмотрения и утверждения отчетов. Министерство должно стать аналитической платформой, которая объединит экспертов и стейкхолдеров для наработки качественно новых решений, стоящих перед государством проблем.

Продолжается привлечение на госслужбу новых людей, обладающих необходимыми компетенциями. Сейчас нередки ситуации, когда на должности директоров департаментов претендую выпускники Сорбонны и Лондонской школы экономики.

Новые правила приема на госслужбу должны обеспечить, с одной стороны, высокий профессиональный уровень претендентов, а с другой – гарантировать защиту специалистам, чтобы состав Кабмина не менялся кардинальным образом при смене команды. Это обеспечит необходимый уровень преемственности, который нужен для того, чтобы процесс реформ, запущенный этой осенью, был доведен до логического завершения и дал тот результат, который нужен обществу.

Справка:

Социологическое исследование "Критическое мышление против популизма" инициировано Центром экономической стратегии и проведено исследовательской компанией GfK Ukraine при поддержке Посольства Чехии в Украине.

Репрезентативный опрос проводился методом телефонных интервью и фокус-групп, всего проведено 2070 интервью по ключевым реформам. Дополнительно в Киеве, Харькове, Львове и Лубнах прошло 10 фокус-групп, по две на каждую из реформ. Выборка репрезентативна взрослому населению страны по полу, возрасту, региону проживания и размеру населенного пункта, без учета оккупированных и неподконтрольных территорий.