Миллион влиятельных украинцев

4 февраля 2018, 08:12

Результат свежего исследования Киевского международного института социологии в СМИ представили так: доля активных граждан, которые являются членами общественных организаций, домовых комитетов, участвуют в волонтерском движении или других видах деятельности, составляет "всего" 12,7%. А на самом деле он свидетельствует о росте активизма в нашей стране и не огорчать должен, а радовать!

Ранее Фонд "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива и тот же КМИС совместно провели общенациональный опрос, выбрав для исследования нестандартную тактику: сначала респондентов просили оценить общество, а потом и самих себя по тому же критерию. Как оказалось, люди считают, что общественная активность в Украине растет, но при этом сами они остаются пассивными. Более половины опрошенных уверены в том, что после Майдана возросла готовность украинцев объединяться в общественные организации и инициативы. Еще больше респондентов отметили растущую готовность населения к бесплатной трате времени на общественно полезные дела.

Реклама

Зато в том, что касается готовности самих опрошенных участвовать в разных формах общественной активности – самооценка оказалась намного скромнее. Только 18% могли бы заниматься общественной деятельностью. Из этого числа: помогать конкретным инвалидам, больным, раненым, сиротам, лицам пожилого возраста – 27%; участвовать в мероприятиях по благоустройству территории – 23%; контролировать действия власти – 8%, помогать в работе органам власти – 6%, организовывать других людей на общественно полезную деятельность – менее 6 процентов, подписывать петиции, обращения, безвозмездно принимать участие в агитации, информировании общественности, разъяснительной работе – менее 5% украинцев.

О чем это говорит? О том, что люди, которые пока не готовы проявлять активность, не сомневаются, что общество в целом лучше, чем они сами, и могут этим терзаться и подсознательно желать исправиться.
12,7% украинцев – это не "всего"! Это почти пять с половиной миллионов из имеющихся, по данным Госстата на конец 2017 года, 42 миллионов 403 тысяч человек, без учета оккупированных территорий (Крыма, Севастополя и части Донбасса). Но их может быть больше.

Давно известно, что среди всех людей примерно две трети либо полностью принадлежат к инертному типу, либо в их характере преобладает пассивность. Но в любом обществе существуют люди, которые ведут за собой остальных – ту треть граждан, которые потенциально активны, и дело лишь за механизмами реализации их потенциала.

Реклама

Так называемое активное меньшинство – это люди, которых социологи называют ядром референтных групп. Вокруг них собираются другие люди, которые во всех вопросах ориентируются на их суждения.

Самую трудную задачу можно решить, если завладеть умами вот этого активного меньшинства, составляющего в любой стране мира два с половиной (или чуть более) процента.

И в то же время, где их искать, как раскрыть их возможности, сделать союзниками? Не ошибусь, если скажу, что это проблема не в последнюю очередь для власти. Утверждения о сплошь никчемных людях во власти – это чистый популизм, потому что социология говорит другое: в любой стране "наверху" – примерно треть из этих 2,5% людей, которые хотят менять страну. В том числе в рай-, гор-, обладминистрациях или советах. Им тоже нужны союзники.

Реклама

Кстати, 2,5% – это не так и мало. На тысячу человек (условно говоря, жилкомплекс), – 25. На 20 тысяч (жилмассив) – 500. На 300 тысяч (средний областной центр) – 7,5 тысячи. На три миллиона (Киев) – целых 75 тысяч. На Украину – один миллион человек!