Мы должны заставить власть стать эффективнее

25 мая 2015, 08:05

Год назад, 25 мая на внеочередных президентских выборах в Украине Петр Порошенко набрал 53,75% голосов и победил в первом туре. Мы помним, что выборы были практически безальтернативными, т.к. избиратели связывали именно с Порошенко, в первую очередь, надежды на прекращение хаоса в стране. Был еще и большой кредит доверия к личности кандидата. В тогдашней ситуации этого оказалось достаточно.

Реклама

За минувший год рейтинг Президента значительно снизился. О причинах этого написано и сказано много, поэтому не станем повторяться. Отметим только, что падение рейтинга говорит в том числе и о том, что Президент не злоупотребляет желанием понравиться избирателям любой ценой. Но одновременно падение рейтинга – это следствие нарастания разочарования в новой власти, которую Президент не только возглавляет, но и для многих граждан страны олицетворяет.

Безусловно, действовать власти приходится в тяжелейших условиях, сделано ею много полезного для страны. Но к сожалению, красивых слов сказано намного больше. А ведь Петр Порошенко еще в феврале прошлого года утверждал: "Этот Майдан — это не Майдан 2004 года, когда страна искала мессию. За девять лет украинцы выросли, и те, кто сейчас стоят на площадях, не готовы слепо верить в слова". Изменения в стране пока большей частью поверхностные; реформы, в лучшем случае, половинчатые; высшие руководители страны позволяют себе публично давать громкие обещания и вскоре забывать о них.

Но власть пока не безнадежна. Если она сама не хочет, то общество должно помочь ей стать более эффективной. Или заставить стать такой, т.к. эта власть пока еще помнит о Революции Достоинства, которая породила ее.

Реклама

Для того, чтобы диалог общества и власти по поводу ее эффективности был максимально конструктивным (с обеих сторон), стороны должны помнить о ряде принципов эффективности власти. Игнорировать часть из них, выбирая только те, которые нравятся одной из сторон, нельзя. "Плюс и минус", "белое и черное" – подобные диалектические пары объективно закономерны. Поэтому, например, если общество не будет казнить власть за то, что она стремится к самосохранению, а власть будет постоянно помнить о том, что ей нужна легитимность, то работа по повышению эффективности власти будет более результативной.

Над определением принципов эффективной власти начали работать еще в Античном мире. В итоге сейчас их обычно формулируют в таком виде.

Сохранение . Этот принцип требует от властителя отношения к власти как к главной ценности, которая у него имеется и за которую необходимо бороться до конца. Остальные ценности являются лишь производными от власти. С властью добровольно не расстаются, она подобна наркотику. Эффективный властитель не может не защищать свою власть (от действительных и мнимых угроз), иначе он ее просто потеряет, и разговор об эффективности лишится предмета. Так что, например, некая конкуренция в наших условиях между президентом и премьером закономерна, даже если они представляют политсилы одной коалиции.

Реклама

Своевременность . Властитель должен проводить идею о том, что именно сейчас во власти должны быть люди с таким набором профессиональных, личностных, психологических характеристик, как у него. Что именно он сможет распорядиться властью наиболее полно и эффективно для блага самих людей. Этот принцип в полной мере используется в предвыборные период, а потом он проявляется в том, что за потенциальными конкурентами властители внимательно следят и стараются их вовремя нейтрализовать.

Действенность . Властитель должен не отступать перед обстоятельствами, а уметь справляться с ними, заставлять работать в свою пользу. Инициатива должна быть на его стороне. Уклонение от борьбы в данном контексте означает проигрыш, т.к. оно обязательно будет расценено как признание своей слабости, какие бы оправдания при этом не приводились. А активность, способность действовать придают властителю запас прочности. Английский философ и сатирик С. Паркинсон в книге "Законы Паркинсона" пишет о том, что люди никогда не восстают против тирании, но всегда – против власти слабеющей и колеблющейся. Человеку не свойственно ломиться в дверь, запертую на ключ. История революции начинается не с заговора, а с сомнений и разлада среди людей власти. Украинская недавняя история подтверждает это, не хочется ее повторения. Что же касается действенности нынешней власти, то она пока более заметна в международных делах, чем во внутренних.

Адекватность . У власти не может не быть оппонентов. От того, каким образом власть реагирует на них, зависит восприятие обществом ее самой. Действия власти по отношению к оппонентам должны быть адекватными их действиям. Так если власть на критику в свой адрес предпринимает меры физического и экономического подавления, то это приводит к падению ее авторитета. Покушения на принцип адекватности в Украине мы уже можем наблюдать.

Легитимность . Хоть этот термин и происходит от латинского слова legitimus, означающего "законный", смысл его иной. Он означает положительное отношение жителей страны , больших групп , общественного мнения и т.п. к институтам власти , признание их правомерности . Власть может быть законной, но нелегитимной и наоборот. Лучший вариант – власть законная и легитимная. Нынешняя власть в Украине законна и пока все еще легитимна, но угроза смены знака отношения к ней велика.

Поддержка . Любая власть должна обеспечить себе социальную опору. Если она сможет создать слой людей, которые будут понимать, что своим успехом они обязаны именно этой власти, то она получит с их стороны необходимую поддержку. Властителям необходимо всячески поддерживать людей, для которых действующие в данный момент законы являются их законами. Пока в этом отношении у нашей власти плохо. Часто она одновременно пытается усидеть на двух стульях, говоря о социальной защите населения и необходимости экономического роста. Конечно, необходимо думать и о первом, и о втором. Но при этом нужно четко сказать о своих приоритетах и реально жестко придерживаться выбранного курса. Поскольку этого не хватает, то сейчас властью недовольны в своей массе и предприниматели, и бюджетники, и пенсионеры.

Скрытность . В давние времена высшая власть считалась сакральной, а власть вообще должна была быть покрытой налетом таинственности. Сейчас же этот принцип сводится к тому, что механизмы принятия решений, работа аналитических и других обеспечивающих служб не должны быть публичными. Информация, которой оперирует политик, должна если и раскрываться, то под жестким контролем. Только в этом случает власть может рассчитывать на то, что она будет инициировать события, а не только реагировать на них. Скрытности украинской власти не занимать, но зачастую ее настолько много, что реализация этого принципа эффективной власти начинает противоречить другому принципу – пониманию.

Понимание . Большинство людей нуждается в понимании того, что происходит с ними и вокруг них. Если власть не заботится о том, чтобы ее действия были понятыми для людей, то от них трудно добиться желаемой реакции на шаги власти. Если отсутствует понимание конечной цели действий власти, то общество теряет ориентиры, перестает понимать, куда и зачем оно движется, ради чего люди терпят и напрягаются.

Лучше всего любое понимание возникает в процессе общения. Власть с народом общается в основном через СМИ. Представителей нынешней украинской власти нельзя обвинить в игнорировании СМИ, но порой выступления высших руководителей бывают неоправданно велеречивыми, формулировки – обтекаемыми, а об обещанном быстро забывают безо всяких объяснений. Но украинцы выдали власти уже много кредитов доверия, приняли на себя и взрывной рост цен, и обвал личных доходов. Поэтому они заслуживают пусть и тяжелого, но ответственного и регулярного разговора власти с ними.