На месте Майдана было Козье болото, или Как придать Киеву европейский лоск

10 ноября 2017, 17:34

То, к чему сейчас робко пытаются приступить  в Киеве, примерно совпадает с тем, чем занимаются власти крупных городов во всем цивилизованном мире. У нас это только планируется, а европейские и американские города уже заканчивают реализацию проектов интеграции бывших промзон и создания в них экологичных кварталов для жизни и работы.

Прямо сейчас в Копенгагене бывший морской порт превращается в новый квартал с квартирами и коммерческими площадями, а также насыпным островом. Здесь построено здание для копенгагенского представительства ООН. В Париже в рамках развития делового района Ля-Дефанс жилые и офисные здания строятся в отдаленном и до последнего времени промышленном квартале Ле-Гру. В Гамбурге власти реконструируют старый портовый район Митте, чтобы превратить его в современный деловой и жилой центр.

Реклама

Пару недель назад дочерняя компания Google заключила сделку по освоению участка площадью 5 гектаров в прибрежной промзоне в канадском Торонто.  В компании не скрывают, что информационные технологии будут лишь малой частью инноваций нового городского квартала – более важно качество жилой среды: экономичные многоэтажные дома и развитая инфраструктура.

А в Киеве в эти дни без лишней помпы заканчиваются общественные слушания проекта детального плана территории, которая больше в четыре с половиной раза (22,6 гектара). Там раньше был мотоциклетный завод – но он остановился более 10 лет назад, после чего его цеха сдавались в аренду под разные склады и, в конце концов, завод был недорого продан. Весной там открылся инновационный парк, который планируют сделать центром современных IT-технологий. Для начала в нем появились бизнес-кампус, спорткомплекс, кафе и бесплатная школа программирования. Теперь пришла очередь "переосмыслить" всю площадь завода и прилегающие кварталы (без их уплотнения).

Новая квартальная жилая застройка, которую предложил коммунальный Институт Генерального плана города Киева, признана наиболее комфортной для проживания. Все запроектированные дома имеют подземные паркинги, а в первых этажах жилых домов – помещения общественного назначения. В них должны размещаться учреждения повседневного обслуживания: аптеки, магазины, кафе, предприятия связи, бытового обслуживания, офисные помещения, торговые заведения, спортивные залы, три амбулатории с кабинетами семейного врача, библиотеки, центры детского творчества и тому подобное. Кроме реконструкции существующего детсада, запроектировано строительство еще одного, а также новой школы.  Реконструируют и расширят улицы.

Реклама

В минувшую среду на архитектурно-градостроительном совете при Департаменте градостроительства и архитектуры горадминистрации этот проект поддержали члены градсовета, то есть профессионалы. И там же его горячо хвалил мэр Виталий Кличко.

И знаете, что я увидел в фейсбучных комментариях к этой новости от непрофессионалов, но людей с высшим образованием, наверняка не узким кругозором и вроде бы активной жизненной позицией? Если не принимать во внимание отдельных истеричных требований вместо реновации деградировавшей промтерритории возродить былую славу мотоциклетного завода, то в остальном – пара стереотипных тезисов. Например, что станет только хуже, потому что нельзя ждать ничего хорошего: а) от власти; б) от застройщиков; в) от тех и других. Или что не надо в Киеве вообще строить жилье.

Кстати, жилье в Киеве придется строить, потому что уровень обеспеченности им сейчас составляет всего 22 квадратных метра на человека – это в полтора-два раза ниже, чем в европейских столицах. Но кого это убедит, если люди зациклены?

Реклама

Многие не принимают изменения, которые идентичны европейским. Если кому-то не нравится городская власть, то таких людей не купишь никакими реновациями заброшенных заводов, никакими современными квартальными застройками. Тем, чья картина мира держится на вечном отставании от мировых стандартов, в неуютном городе комфортнее, чем если бы вокруг была Англия или Швейцария. Так удобнее переживать собственную неустроенность и беспощадно критиковать все без разбору. Перенеси сюда какую-нибудь Данию – с чем тогда сравнивать? А когда вокруг разруха – такие люди чувствуют себя на своем месте.

До ХІХ века на месте современного Майдана было Козье болото (причем болото натуральное). За сто последних лет  Киев превратился из провинциального губернского города, а затем из построенного в середине прошлого века республиканского индустриального центра, в столицу молодого европейского государства. Столичные функции требуют определенных общественных пространств и соответствующего развития инфраструктуры, как бы кому-то не хотелось, чтобы Киев опять зарос лесами с болотами.

Современный город уже нигде в мире не воспринимается сугубо как место концентрации расположенных в нем промышленных предприятий и административных учреждений.

Киеву, в котором  почти 10 процентов площади занимают промышленные и складские территории (что раза в три больше, чем в европейских столицах), в этом направлении еще работать и работать.