Начало пенсионной реформы неизбежно, конец – неизвестен

12 июня 2017, 07:40

Аргументы "за" и против накопительной системы.Фото: архив / Фото: Александр Яремчук

Начало пенсионной реформы, а именно  скорое, еще до парламентских каникул, принятие в первом чтении законопроекта о ней, послужит компромиссом между Верховной Радой и правительством, а также, с другой стороны – Международным валютным фондом, основным кредитором нашей страны.  

Каким будет конец – пока не знает никто. При этом правительству не придется притворяться ангелом-спасителем. Заполненная популистами Верховная Рада с этой функцией прекрасно справится: мол, нам внесли такую беду, мы ее примем, ко второму чтению поправим, а к третьему – так совсем приложим все усилия, чтобы всем было хорошо.

Реклама

Премьер-министр Владимир Гройсман надеется уже в ближайшую неделю представить правительственный проект пенсионной реформы членам Национального совета реформ при Президенте Украины, а затем – парламенту. "Мы будем встречаться со всеми фракциями и заручаться поддержкой", – сказал он, общаясь в пятницу с представителями региональных СМИ.

В конце мая этот законопроект одобрил Международный валютный фонд. И это главное.

Украина и МВФ в марте 2015 года подписали меморандум об экономической и финансовой политике, которую страна должна проводить в рамках четырехлетней программы EFF. По ней Украина рассчитывает получить 17,5 миллиарда долларов. Первый транш кредита размером 5 миллиардов долларов Киев получил в марте 2015 года, второй (1,7 миллиарда) – в августе того же года. Третий транш в размере 1 миллиард долларов МВФ перечислил Украине в сентябре 2016 года. В апреле этого года Украина получила четвертый транш – также 1 миллиард долларов.

Реклама

Официально МВФ заявляет, что ожидает поддержки Верховной Радой целых четырех – пенсионной, земельной, приватизационной и антикоррупционной – реформ для предоставления Украине пятого транша в рамках этой программы. Вроде бы только в этом случае в 2017 году возможен транш в 1 миллиард долларов.

На самом деле в этом году Украина должна вернуть МВФ тот же миллиард. Его и дадут Украине с тем, чтобы тут же забрать назад.

Не будем забывать, что МВФ не благотворитель, а кредитор, который хочет, чтобы предыдущие обязательства Украины погашались (долг Украины перед МВФ на 1 апреля этого года составил 13,09 миллиарда долларов, или 29 процентов от общего внешнего долга). А без новых заемных средств для этого страна автоматически придет к техническому дефолту. В нем не заинтересована и Украина, для которой в таком случае закроются все внешние программы кредитования.

Реклама

В следующие три года нас ожидают еще более ощутимые расходы. Выплаты по кредиту МВФ в 2018 году составят 2 миллиарда 234,6 миллиона долларов, в 2019 году – 1 миллиард 709 миллионов и в 2020 году –1 миллиард 159 миллионов. В целом за три года Украине надо будет отдать только одному этому кредитору 6,2 миллиарда долларов. В соответствии с программой сотрудничества с МВФ, Украина продолжит погашать остальные долги перед фондом до 2025 года.

Поэтому МВФ готов закрывать глаза на продвижение реформ. Фонд уже признал, что для выделения следующего транша он согласен на принятие законопроектов о пенсионной и земельной реформах в первом чтении, а не в целом, как требовалось ранее. Неофициально, для положительного решения о транше уже к началу осени, речь идет вообще только о законопроекте о пенсионной реформе. А над земельной, которая вызывает крупнейшие разногласия, так же, как и над приватизационной, и над антикоррупционной, работа будет продолжаться. То есть МВФ готов дать транш авансом.  

В Верховной Раде, конечно, вокруг законопроекта о пенсионной реформе разгорятся баталии. Для многих его нормы могут оказаться неожиданными и неприемлемыми. Но депутатам не привыкать к тому, что отечественный законотворческий процесс в последнее время все более перевернут с ног на голову. Ведь правки очень часто вносятся уже после того, как закон принят даже в целом. Вскоре появляются новые законопроекты о внесении изменений в уже принятые.

А первый законопроект чаще всего бывает внезапным и неожиданным для депутатов, нередко даже для тех из них, кто представляет власть. Не говоря уже о том, что мало кто задумывается, как отреагируют на него граждане – на их реакцию смотрят потом. Лишь бы в этом году без дефолта.